?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Оригинал взят у ikuv в Жизнь и смерть Старины Савелия
Для меня, жителя небольшого подмосковного городка, поездка в Москву в ранние школьные годы планировалась почти как военная операция. Тщательно и заранее выяснялся маршрут - здесь надо сесть на автобус такой-то, проехать столько-то остановок, пересесть в метро (не забыть приготовить «пятачок»), не заблудится бы в подземке и т.д. и т.п. Теперь, конечно же, вспоминается это с улыбкой. А тогда… Попасть в мегаполис из городка, который в поперечине полчаса пешком – СОБЫТИЕ!
Усаживаясь в электричку и предвкушая приключение бывало ждёшь – не дождёшься, когда доедешь до Савёловского вокзала. Он был парадным входом в Москву.
Я люблю Савёловский вокзал, это вокзал моего детства. Самый маленький в Москве, последыш. После него других железнодорожных вокзалов в столице не строили.
Поэтому я собираю открытки с его изображением. Чем и хочу поделиться. Плюс ещё немного фотографий и текста.



Возможно это самая первая открытка с изображением Савёловского вокзала. Штамп от 15 августа 1903 года. Издатели ещё не "привыкли" к названию нового вокзала, поэтому он ошибочно назван "Савельевский". Издание Эккель и Калахъ.
Кстати, эта открытка была адресована во Францию и из Калуги до адресата она добралась 2 сентября того же года. Современной почте надо поучиться у старших товарищей.



Инициатором строительства Савеловской линии был Савва Иванович Мамонтов, председатель Правления Общества Московско-Ярославской железной дороги, известный промышленник и меценат. Во многом благодаря его энергии концессия на постройку дороги, первоначально выданная другой частной компании - Второму Обществу подъездных путей, была передана "Ярославке".

В 1897 г. Московско-Ярославско-Архангельская железная дорога, получив Высочайшее разрешение, приступила к изысканиям, а затем и к прокладке новой линии от Москвы до села Савелово, что находится на берегу Волги, напротив Кимр. Новая ветка была не очень крупной - 130 км, но перспективной. Торговое село Кимры славилось в то время мастерами-сапожниками. Рядом стоял старинный город Кашин. В дальнейшем дорогу планировалось продлить до Калязина, Углича и Рыбинска.



Дореволюционная открытка издания Knackstedt & Natler, Lightdruckerei, Hamburg 165. Сделана с того же негатива, что и изображение выше.

Для строительства Савеловской линии было создано специальное Управление "под заведыванием начальника работ инженера К.А.Савицкого". Дорога предполагалась однопутной, пропускная способность - две пары пассажирских поездов и пять товарных в сутки, средняя скорость движения - 20 верст в час.

Пути стоили с двух сторон - от Москвы и от Савелова. Рельсы использовались только отечественных заводов - Путиловского, Южно-Днепровского, Брянского. Строительство началось с прокладки соединительной ветки от 10-й версты Московско-Ярославской железной дороги, с сортировочных путей станции Лосиноостровская до станции Бескудниково, откуда, собственно, и должна была начаться Савеловская дорога.



Ещё одна открытка с тем же изображением. Но теперь издания П.Фон-Гиргенсонъ, Москва, с отсылкой к первоисточнику 165 Knackstedt & Natler, Hamburg

Встал вопрос и о будущем вокзале. Место для вокзала было выбрано на окраине, у Бутырской заставы, где цена на землю была невысока. Савеловская ветка была продлена от станции Бескудниково до Камер-коллежского Вала.
Получив - после многочисленных проволочек - разрешение Московской Городской Думы, строители завезли к Бутырской заставе песок, камень и другие материалы. Возведение здания планировалось завершить к зиме 1899 года. Однако работы были неожиданно приостановлены, так как Виндаво-Рыбинская железная дорога предложила Правлению Общества Московско-Ярославско-Архангельской дороги купить у них участок Савеловской дороги от станции Бескудниково до Савелова. Пассажирский вокзал предполагаемые новые хозяева собирались строить в другом месте.

Тем временем к началу 1900 г. основные работы на Савеловской ветке были завершены, и было открыто временное движение. Поезда до Савелова отправлялись с Ярославского вокзала, что доставляло пассажирам значительные неудобства: доехав по Ярославской дороге до "поста 10-ой версты", они были вынуждены пересаживаться в вагоны Савеловской дороги.



Издание Шерер, Набгольц и Ко. Москва. "Москва №94. Савеловский вокзал"

Летом 1900 г. Московско-Ярославско-Архангельская дорога была передана в казну, и продажа московского участка Савеловской линии Виндаво-Рыбинской железной дороге не состоялась.

В сентябре 1900 года строительство вокзала возобновилось. Руководил работами инженер А.С.Сумароков. Есть предположение, что именно он стал автором проекта. Здание вокзала было довольно скромным, не имевшим даже парадного входа, в основном - одноэтажным и лишь по центру - двухэтажным, для размещения служебных квартир.



Ещё одно издание Фонъ-Гиргенсон, №48. Это не цветное фото, это раскраска.

Отдельно от пассажирской станции устраивался так называемый воинский барак, значительно превосходивший своими размерами вокзальное здание. В нем предполагалось разместить временную пассажирскую станцию. В некотором отдалении раскинул свои пути и Грузовой двор.

Строительные работы были завершены к весне 1902 года. В воскресенье, 10 марта (по старому стилю) вокзал, получивший название Бутырский, был освящен и от него отправился первый поезд. "Новое здание вокзала, - писал тогда "Московский листок", - и весь станционный двор с утра были убраны флагами и гирляндами зелени, в которых утопал главный подъезд.



Издатель И.Е.Селинъ. За стоимость оригинала мне втюхали современный репринт. Его вы и наблюдаете. Обидно... и за себя и за вас. Точно знаю, что оригинал существует в чёрно-белом варианте. Возможно есть оригинал и с такой же раскраской.

Около 12 ч. дня прибыл служебный поезд от Ярославского вокзала с начальствующими лицами и приглашенными представителями от других железных дорог. Торжество началось совершенным в зале III кл. пред святынями из местного храма молебствием. По окончании молебствия и окропления здания св. водою все присутствующие были приглашены в зал 1 кл., где было подано шампанское".

Открылось регулярное движение поездов. Вначале в сутки их курсировало две пары: в 10.35 утра отправлялся пассажирский поезд, а в 7.30 вечера - почтовый.
Строительство железнодорожной линии и вокзала преобразило жизнь тихого уголка Москвы от Новослободской по Сущевскому валу до Марьиной рощи, с одной стороны, и до Бутырского хутора и Петровско-Разумовского, где прежде жили в основном лишь извозчики, мастеровые и огородники, с другой. Недалеко от станции промышленник Густав Лист построил новый завод с расчетом на рабочую силу из пригорода. Московские домовладельцы в ожидании притока постояльцев построили в округе около 30 новых домов, резко поднялись цены на землю.



Крайняя открытка из моей коллекции. Не последняя. Издание Аксель Элiассонъ, Стокгольмъ R.No.71. Обратите внимание на левую часть изображения. Тёмная башня - водонапорная башня для обеспечения паровозов водой. О светлой одноэтажной постройке с двумя тёмными окошками расскажу чуть позже.

Напомним, что вокзал строился за городской заставой, то есть за пределами Москвы. Однако Московская Городская Дума, понимая, какие перспективы открываются перед этим районом, оформила в середине 1899 года документы на новое разграничение города и уезда. И с 1900 года часть пригородных земель вошла в состав Москвы. Таким образом, жители загородного поселения Бутырки стали москвичами благодаря железной дороге и вокзалу.

Водонапорная башня Савёловского вокзала попала в один старый, ещё немой фильм режиссёра Евгения Бауэра "Немые свидетели" производства 1914 года Ханжонкова:


Если посмотреть фрагмент из фильма (всего 48 секунд), то можно полюбоваться ещё и на пассажирские вагоны, которые в те времена отправлялись с Савёловского вокзала:


Кстати, водонапорная башня до сих пор жива. Верхотура плотно завешана современными антеннами, но крыша провалилась, а оконные проёмы выбиты.

Все поледующие фото относятся уже к эпохе исторического материализма.
Очень интересное и загадочное фото. Памятник "Октябрь" в сквере у Савёловского вокзала. Все мои попытки узнать поподробней об этом чуде пропагадистского искусства не увенчались успехом. Специалисты oldmos.ru даже затрудняются дать примерную датировку фото. И помещают на обширный временной интервал с 1920 по 1940:



Следующее фото имеет абсолютно точную дату - 1 мая 1932 года. В сквере у Савёловского вокзала установили декоративную композицию "Женевская карусель", наглядно бичующую что-то там из происков капитализма. Я не специалист по истории, поэтому не могу сказать, к какому событию эта композиция приурочена. Впрочем как и об авторе инсталляции:


Сквер перед вокзалом привлекает внимание не только скульпторов, но и простых людей. 1937 год. Жаль, что на этом фото не видно центра сквера. Возможно там стоит не менее замечательный монументализм. Но вокзал просматривается отлично. Фотограф Е.Ольденбаум:


Замечательное фото, целиком показывающее и сам Савёловский, и площадь перед ним примерно в 1938-1940 годах. Жаль что сквер только краем попал в кадр. Там всегда бывает что нибудь интересное.
На крыше вокзала установлены портреты вождей - слева точно Ленин, справа похоже Сталин. А вот чей портрет на наклонной конструкции по центру здания - рассмотреть сложно. Может быть это клумба (?) с портретом того же Сталина?:


Прошло почти 20 лет. Не нашлось ни одной фотографии за этот период. Наверно не до этого было. Война, восстановление в послевоенные годы. 1961 год. Савёловский вокзал ничуть не изменился за 60 лет с момента своего открытия:


Некачественное, но редкое фото части вокзала, выходящей к железнодорожным путям. Как на всех вокзалах на Савёловском тоже был ресторан. Внутри ни разу не был. Фото случайно сделано моим отцом в 1972 году:


Вокзал в год Олимпиады-80. Деревья у фасада уже большие. Фото Валерия Шитова:


1987 год. Начало реконструкции здания вокзала. Начало конца Старины Савелия:


Примерно 1991-1992 год. Реконструкция почти закончена. Конец Старины. Скан со слайда MessiR_ZX:


Вы можете посчитать меня ретроградом, но мне не нравится новый Савелий. Я даже не буду вывешивать его фотографии. Сами легко найдёте. Реконструкция не была необходимостью. Если сначала в новоделе были обширные залы ожидания, а в одном из которых даже стояло фортепьяно (и на нём как минимум однажды даже играли), то потом выяснилось - пассажиропоток через вокзал небольшой, бомжей внутрь не пускают - кому нужны неиспользуемые площади? И залы по новой русской традиции перегородили гипсокартонными перегородками для служб и начальников вокзала. Не проще ли было отстроить отдельное здание, а памятник архитектуры не трогать?

Ну да ладно, Бог им судья. История не знает сослагательного наклонения.

Но вскрылись новые обстоятельства. В прямом смысле. Вы уже видели на дореволюционной открытке издания Акселя Элиассона светлое здание с двумя окошками. Не знаю для чего оно было построено, но в светское время здание использовалось в качестве общественного туалета. В постсоветское время туалет закрыл и обстроили вокруг магазинчиками, ресторанчиками и подобными заведениями. И вдруг, в начале этого года половину пристроек сносят и фасад бывшего туалета, обращённый к вокзалу, начинают ремонтировать:


К чему бы это?

promo zavodfoto february 4, 2025 21:18 54
Buy for 100 tokens
ПРОДАЮТСЯ ДОМЕНЫ - ГОРОДА РОССИИ: В ЗОНЕ RU (12): http://buynaksk.ru/ (Республика Дагестан, город Буйнакск) http://ertil.ru/ (Воронежская область, город Эртиль) http://kharovsk.ru/ (Вологодская область, город Харовск) http://laishevo.ru/ (Республика Татарстан, город Лаишево)…

Comments

zavodfoto
Apr. 30th, 2013 06:36 am (UTC)
И Вам спасибо за внимание
КАТАЛОГ ЖУРНАЛА:

Заводфото.jpg

2.jpg

3.jpg

ГЭС 2.jpg

Вим.jpg

4.jpg

5.jpg

История России в лицах.jpg

9.jpg

6.jpg

11.jpg

12.jpg

10.jpg

Пермский край.jpg





Rambler's Top100


Яндекс.Метрика

Latest Month

November 2019
S M T W T F S
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
Powered by LiveJournal.com