?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Оригинал взят у varandej в Нижний Тагил. Часть 3: Демидовский завод


В заключительной части о Нижнем Тагиле - рассказ о старом Демидовском заводе, работавшем в 1725-1987 годах, а затем превращенном в музей. В принципе, такие заводы есть во многих уральских городах - но в Нижнем Тагиле наличие металлургического комбината полного цикла позволило остановить и музеефицировать старый завод без ущерба для города.

...В уральских городах завод - это кремль, а жилые районы - это посад. Так пройдёмся же по Нижнетагильскому кремлю!

Завод сохранил традиционную планировку "от плотины" на речке Тагил. На одном берегу - производственная часть, на другом - административная. Со второй и начнём.



В самом начале проспекта Ленина находится Главное заводоуправление (1833) - впечатляющее классицистическое здание, в губернском городе смотревшееся бы как присутственные места. Вид с фасада я каким-то образом забыл снять, но в общем-то представить себе фасад, видя двор такого здания, нетрудно - правильный классицизм с парадным крыльцом и 8-колонными портиком.



Заводоуправление - это не контора завода. На Урале существовала особая административная единица - горнозаводские округа, объединявшие по 5-10 заводов. Как правило, весь округ (а не отдельные заводы) имел одного владельца, то есть был своеобразным территориально-производственным комплексом. В 1860-е годы на Урале было 6 казённых и 39 частных горнозаводских округов (плюс отдельные Олонецкий в Карелии, Колыванский на Алтае и Нерчинский в Забайкалье). Атрибуты окружного центра - Заводоуправление и дом горного начальника.



Здание заводоуправления - П-образное в плане, во дворе (на кадре ниже виден слева) Лабораторный флигель: функции заводоуправления были весьма разнообразны. Ныне постройки заняты музеем - в основном здании выставочный зал, в корпусе на переднем плане - собственно музей (очень интересный, зайдите обязательно!):



У входа - макет паровоза Черепановых. Хотя Нижний Тагил называют иногда "родина российских железных дорог", железные дороги на конной тяге были на российских заводах еще в 18 веке, старейшая - в нынешнем Петрозаводске. Однако в Тагиле в 1833 году Ефим и Мирон Черепановы (отец и сын) создали первый отечественный паровоз. Откуда взялось утверждение, будто они изобрели паровоз вообще - я не знаю: в 1832 году Демидов командировал нескольких своих крепостных инженеров в Англию специально с целью изучения английского паровозостроения. В 1834 году была построена экспериментальная линия длиной 854м и с колеёй 1645мм. Пароход (то есть паровоз) развивал скорость 14-16км/ч.



Далее планировалось соединить железными дорогами Нижнетагильские заводы и рудники, но дело не заладилось, и причиной тому была вовсе не "традиционная русская косность и продажность начальство", как принято думать: ведь в те годы еще не была налажена угледобыча, единственным топливом могли быть дрова, а на Урале к тому времени назревал жесточайший топливный кризис, так как почти все леса были вырублены - даже по моим фотографиям видно, что лес тут в основном очень жиденький. Конная тяга и плотины оказалась рентабельнее, чем паровозы и паровые машины.
Тем не менее, Горнозаводский Урал был в одном шаге от строительства первых в России железных дорог в современном смысле.



Также около музея - глыбы руды и экспозиция заводской продукции: прокат, рельсы, колёса... Удивительно, что всё это не разграбили охотники за металлоломом в 1990-е годы. На заднем плане Лабораторный флигель:



Вид от музея на горловину Уральской улицы. В середине - Художественная галерея, о которой я писал в прошлой части (там хранится Тагильская Мадонна начала 16 века - вероятно, работы Рафаэля). А по бокам - корпуса Провинатских складов:



Одни из самых интересных в архитектурном плане зданий Нижнего Тагила, склады были построены в конце 18 века, в стилистике петровской эпохи. Ныне Верхние склады занят музеем природы, нижние - сувенирным магазином:



Вид у них прямо-таки средневековый:





К складами примыкает музей горнозаводской техники под открытым небом - различное промышленное оборудование 18-19 веков:



Большинство экспонатов - начала 19в.. То есть это техника той эпохи, когда машины работали от плотин, домны топились дровами, рабочая сила была подневольной, а продукцию вывозили по рекам на деревянных барках, порой разбивавшихся о "бойцы" - скалы у речных порогов.



И для той эпохи Урал был мощнейшим металлургическим районом мира, оставляя позади и Англию, и Голландию, и Швецию. Но как это часто бывает, сменились эпохи, и Горнозаводской Урал оказался не готов к наёмным рабочим, паровым машинам, железным дорогам.



Вододействующий молот 18 века:



А по другую сторону от заводоуправления - собственно Демидовский завод:



Левее границы кадра - пруд и Лисья гора. На переднем плане - плотина, сердце города и завода. Ведь как уже говорилось, уральские заводы были вододействующие, плотина приводила в действие все остальные механизмы. В нынешнем виде Тагильская плотина построена в 1880-е годы, однако сама по себе она ровесница города.
Общий вид завода с Лисьей горы я уже показывал, хотя бы на заглавном кадре. А вот так завод выглядит с земли:



Здесь же - схема завода с датами:



А около схемы - несколько раритетов, в том числе затвор старой плотины 18 века:



Основной ансамбль завода - конец 19 - начало 20 века. В общем-то, сами по себе его постройки не уникальны, встречаются на Урале и более старые цеха, причём действующие. Да и у завода в целом аналоги есть. Тем не менее, сходный по характеристика завод-музей Фёльклинген в Германии входит в ВКН ЮНЕСКО - то есть Тагильский завод достоин такого статуса.

Но вот с посещением завода всё достаточно сложно. Во-первых, он совершенно не обустроен для посетителей, без присмотра ходить там просто опасно; во-вторых, часть завода (вероятно, котельная) действует; в-третьих, к чужакам без присмотра на Урале вообще не привыкли. Словом, осмотреть его можно только с экскурсией, по предварительной заявке, и стоит это 600р.. На Невьянской башне схема та же - но там намного выше вероятность примкнуть к группе.
Впрочем, Демидовский завод можно неплохо рассмотреть и снаружи, не заходя на территорию. Что и предлагаю сделать. Вот только о функциях большинства построек я не знаю - очень надеюсь, что мне кто-нибудь подскажет.



Основной двор завода - наиболее аутентичная его часть, сохранившая облик конца 19 века. Характерные островерхие цеха выглядят почти средневеково. Подозреваю, что из-за отсталости Урала тех времён облик цехов запаздывает лет на 20-30.
Особенно зрелищен вот этот цех - судя по карте, часть доменного комплекса (отдельные постройки которого сохранились с 18 века - не это ли здание конкретно?):



Прокатный цех (1902):



И механизмы прокатного стана (приводные колёса и валки) двух разных эпох, лежащие перед ним:



Со стороны речки двор замыкает цех металлоконструкций (1929):



На Тагил выходит и стоящая за цехом контора (1930, конструктивизм):



Просто виды заводского двора:







Вообще, при написании этого поста я реально пожалел, что не записался на экскурсию. При поиске сведений в интернете ощутил полное бессилие понять, что тут есть что!

Самая зрелищная часть завода, и одновременно самая поздняя (1930-е годы) - домна:



К ней примыкает сзади и цех с двумя трубами. О возрасте домиков с двускатными кровлями сказать сложно. Ведь цеха 18в. были по сути просто большими мастерскими и выглядели примерно так.



На заднем плане - водонапорная башня и электроподстанция 1920-х годов.
На домне же сохранён участок рельсов с танк-паровозом (то есть паровозом без тендера - угольного прицепа, более компактный и менее мощный, поэтому обычно танк-паровозы были маневровыми):



Другие части завода хорошо видны сверху, и Лисьей горы. Например, здесь виден Энергетический цех (1913, жёлтый в центре), Механическая фабрика (1840-е, двускатное здание на заднем плане), и конечно же каупер (воздухонагреватель доменной печи) - чёрная башня на переднем плане:



А здесь хорошо видна фермовая кровля мартеновского цеха (???):



Дальняя от плотины часть завода:





Здесь воссоздан облик грузовой станции и подъездных путей, куда я пролез через дыру в заборе:



Теперь посмотрим на завод с Горбатого мостика (о котором я писал в прошлой части). На переднем плане - повреждённый пожаром комплекс конюшен, то есть такое протодепо:




Цеха с двускатными кровлями - одни из самых старых на заводе, 1840-х годов, использовались как механическая фабрика:



С другой стороны - экспозиция заводской техники начала ХХ века:



Например, разливочная машина 1930-х годов - разливала она расплавленный металл по формам:



Словом, советую всё-таки обращаться к услугами музейных экскурсоводов. Да, это дорого и неудобно. Но Урал вообще такой край - неудобный. Это замкнутый мир, живущий по своим законам, и открыться внешнему миру пока смогли лишь крупнейшие города. Нижний Тагил - самый яркий представитель настоящего Горнозаводского Урала как он есть. Город страшный и мрачный - но при этом очень интересный и зрелищный; его красоты и древности надо еще суметь увидеть за гарью, смогом, вонью окалины и множеством гопников (да и нормальные тагильчане в большинстве своём вежливостью и обходительностью не отличаются).
И если уж Вы приехали на Урал - принимайте его законы.
.
promo zavodfoto февраль 4, 2025 21:18 54
Buy for 100 tokens
ПРОДАЮТСЯ ДОМЕНЫ - ГОРОДА РОССИИ: В ЗОНЕ RU (12): http://buynaksk.ru/ (Республика Дагестан, город Буйнакск) http://ertil.ru/ (Воронежская область, город Эртиль) http://kharovsk.ru/ (Вологодская область, город Харовск) http://laishevo.ru/ (Республика Татарстан, город Лаишево)…
КАТАЛОГ ЖУРНАЛА:

Заводфото.jpg

2.jpg

3.jpg

ГЭС 2.jpg

Вим.jpg

4.jpg

5.jpg

История России в лицах.jpg

9.jpg

6.jpg

11.jpg

12.jpg

10.jpg

Пермский край.jpg





Rambler's Top100


Яндекс.Метрика

Latest Month

October 2019
S M T W T F S
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  
Powered by LiveJournal.com