?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

PROMFOTO из ЖЖ: КамГЭС

Оригинал взят у yapet в Пермь. Часть III. КамГЭС
Пермь. Часть III. КамГЭС.



В черте города Перми находится такой неординарный объект как настоящая и достаточно крупная гидроэлектростанция. Она не является самой мощной у нас в стране (№1 в РФ СШГЭС им. Непорожнего) но для Приволжского (и иногда Центрального) региона ее мощности в 522 Мвт вполне хватает.

Строилась станция с 1949 по 1958 годы. Как и на любой другой крупной стройке тогда очень велик был процент ручного, ломового труда. Необходимо было отсыпать две дамбы  (650 и 1166 метров, с максимальной высотой 35 м.), провести очень большой объем изыскательских, гидрологических, бетонных и и прочих работ. Поэтому как и на любой другой стройке того времени интенсивно использовался труд заключенных.

Фото 1952 г.


Фото отсюда:
http://lost-orp.ucoz.ru/photo/starye_fotografii_rajona/kamskaja_gehs_i_shljuzy/

Ведется строительство основной дамбы, на временной земляной надпись - «Слава Великому Сталину!» Такое время было.

Рукотворное море, образовавшееся в результате этих работ, весьма сильно изменило Молотовскую (тогда Молотовскую, да!) область РСФСР. Часть деревень была отселена, затопило немало пахотных земель и сильно изменилась гидрология Камы, Чусовой и других рек поменьше.

18 сентября 1954 г. станция дала первый ток. К 1958 г. все работы были завершены но в эксплуатацию станция была принята только в 1964 г. (интересно почему?)


Фото отсюда:
http://lost-orp.ucoz.ru/photo/starye_fotografii_rajona/kamskaja_gehs_i_shljuzy/

На станции 23 гидроагрегата (10х21 Мвт и 13х24 Мвт). Сейчас (с 2003 г.) постепенно оборудование меняется и мощность станции  растет - если начиналось все с  суммарной мощности агрегатов в 483 Мвт, то ныне она составляет 522 Мвт и, с установкой еще одного агрегата, к 2015 г. планируется в 555 Мвт.

Итак, вот так это выглядит сейчас - вид на плотину со стороны Гайвы.



Дамба ГЭС служит (помимо основной функции) еще и автомобильным и железнодорожным мостом. Железная дорога проложена со стороны верхнего бьефа (насыпь и мост охраняются автоматчиками) а автомобильная дорога проложена с другой стороны, практически под плотиной и по ней может гулять любой желающий. Только правильно оцените свои силы - плотина длинная!

Знак-символ ГЭС в небольшом парке.



Столбики с важными эпизодами жизни станции.



Схема Волжско-Камского каскада ГЭС, в которую входит Камская станция.



Распределять энергию по потребителям в различных регионах - очень неординарная задача. Бывают очень разные потребности в зависимости от времени суток, времени года и многих прочих причин. Вспомним, что Чернобыль случился ночью именно потому, что диспетчер Киевэнерго не разрешил останавливать энергоблок вечером 25 апреля 1986 г.  Необходимо было обеспечивать энергией потребителей.  Поэтому проводить тот самый эксперимент с «выбегом» ротора генератора турбины стали уже в начале следующих суток.

КамГЭС служит резервом мощности в трудных, пиковых нагрузках по всей европейской части нашей страны.

Вся станция в кадр не влезает, поэтому я попробовал склеить два снимка. Неплохо вроде получилось?



Рыбакам наплевать на все и они пытаются ловить рыбу прямо под плотиной.



Нет, я понимаю, что рыбе нравится кислород и более теплая вода но зачем так рисковать собой? Там же не вынырнешь в случае чего, тебя водоворотом на дно утащит.

Но пока водосброс не действует. А вот весной, когда идет паводковая вода на плотине страшно стоять, от ревущей воды и от ощутимых колебаний монолитной казалось бы дамбы.



Опоры ЛЭП на плотине.



Верхние отметки.



Кама после ГЭС, центр Перми дальше.



Пройдя все строение ...



... мы вместе с автодорогой поднимаемся вверх ...



... и можем взглянуть на Камское водохранилище с той стороны плотины.



Вот в этой изящной башенке диспетчерская по управлению шлюзами и на этом месте стоит остановится подробнее.



Шлюзы КамГЭС мало того что имеют два абосолютно независимых пути-«нитки» так еще и камер шлюзования на каждом из них аж по 6 (обычно бывает по 1-2).  Т.е. суда как по лесенке спускаются или поднимаются (причем вполне могли делать это и в противоположную друг от друга сторону).

Система полностью действовала до 4 ноября 1994 г., когда в западной нитке при проводе двух барж с минеральными удобрениями произошло самопроизвольное раскрытие запорных ворот и вода устремилась в шлюзовую камеру. Далее, были снесены все нижестоящие ворота шлюзов (баржи стали своеобразным тараном) и через открытые ворота хлынула вода сверху, из Камского водохранилища. Возникла очень реальная угроза затопления части города Перми и прилегающих нижележащих территорий. Аварийные ворота с трудом но удалось закрыть. Погибло два рыбака, которые тогда как и сейчас, ловили рыбу прямо под плотиной.

Вот на фото riverpilgrim можно видеть подчистую снесенные запорные ворота шлюзов.



Очень хороший пост об этой аварии.
http://riverpilgrim.livejournal.com/231795.html

Долгое время одна из ниток так и зарастала потихонечку травой но сейчас хоть видны какие-то работы.



Маленький экскаватор выгребает траву и грязь со дна осушенной камеры. Мне бы было не по себе работать в бетонном мешке с неиллюзорной возможностью затопления тебя самого вместе с твоим крохотным экскаватором.

А вот действующая нитка.



Видите рельсы рядом? Знаете зачем они? Оказывается в 50-60-е гг., при достаточном количестве несамоходных барж и плотов из бревен их протаскивали через шлюзы с помощью небольших локомотивов. Я с трудом представляю себе эту систему, но сохранились много фото.


Фото с сайта http://railfanclub.spb.ru

Вот так например. И потом тросами цепляли эти плоты и тащили. Интересно посмотреть на эту систему в действии конечно...

Платформа «Молодежная» находится прямо у съезда с дамбы. (Есть и платформа КамГЭС но она почему-то в стороне). Встречная электричка, следующая до Кизела.



Следующий рассказ будет про Мотовилиху до которой мы с удовольствием прокатились на «городской электричке». Поскольку Пермь очень (!) вытянута вдоль Камы то гортранспорт, каким бы хорошим он не был, вынужден тратить на перевозку пассажиров от одного конца города до другого достаточно длительное время. Поэтому железнодорожниками было принято решение запустить несколько электропоездов от одного края города (Голованово, Левшино) до другого (Оверята). Вполне грамотная идея, поскольку электропоезда не стоят в пробках а сейчас это проблема и для Перми. И даже при этом электрички идут чуть меньше двух часов.

Предыдущие посты серии:
Пермь. Часть I. Аэропорт Большое Савино.
Пермь. Часть II. Хохловка.


Продаются ДОМЕНЫ предприятий Пермского края: http://zavodfoto.livejournal.com/87200.html
promo zavodfoto february 4, 2025 21:18 54
Buy for 100 tokens
ПРОДАЮТСЯ ДОМЕНЫ - ГОРОДА РОССИИ: В ЗОНЕ RU (11): http://buynaksk.ru/ (Республика Дагестан, город Буйнакск) http://ertil.ru/ (Воронежская область, город Эртиль) http://kharovsk.ru/ (Вологодская область, город Харовск) http://laishevo.ru/ (Республика Татарстан, город Лаишево)…

Comments

( 2 — Leave a comment )
demonpank
Apr. 17th, 2013 11:11 am (UTC)
Здорово!! всегда мечтал побывать на самой ГЭС!
zavodfoto
Apr. 17th, 2013 12:36 pm (UTC)
Надо будет попробовать как-нибудь организовать подобное мероприятие...
( 2 — Leave a comment )
КАТАЛОГ ЖУРНАЛА:

Заводфото.jpg

2.jpg

3.jpg

ГЭС 2.jpg

Вим.jpg

4.jpg

5.jpg

История России в лицах.jpg

9.jpg

6.jpg

11.jpg

12.jpg

10.jpg

Пермский край.jpg





Rambler's Top100


Яндекс.Метрика

Latest Month

October 2019
S M T W T F S
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  
Powered by LiveJournal.com