?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Наш самый-самый в мире ПЭБ «Академик Ломоносов» достиг Певека. А что скромничать, уникальное решение, единственный в мире, да ещё работать будет в таких условиях, что мало, кто ему позавидует. Напомню, 23 августа 2019 года мы его проводили из Мурманска, да так хорошо, что он пришёл в самый северный город России раньше срока (дошёл примерно за 18 дней, вместо ожидаемых 28-40). А это уже намёк мировым державам, что наш Северный морской путь прекрасен, как своей скоростью, так и природной красотой. И вот 14 сентября 2019 года он причалил на место своей постоянной дислокации. Как всё прошло я и покажу сегодня.

IMG_0812zz


Самый северный город России, а на этой неделе уж точно один из самых раскрученных, расположен на восточном берегу одноимённого пролива, соединяющего Чаунскую губу и Восточно-Сибирское море, напротив островов Роутан. Сейчас в нём проживают по разным оценкам от 3,5 до 5,5 тысяч человек. Сам же город романтиков и ромашек основан в 1933 году, и сразу же, благодаря своему благоприятному расположению, естественной гавани (Чаунская губа) стал развиваться, как важный региональный транспортный узел. где-то в 70 км от города были открыты залежи олова, так возник прииск Пыркакай (позже с 7 ноября 1942 года он стал называться Красноармейский), а так же рудник «Валькумей». Позднее были открыты и другие месторождения олова, а затем здесь ещё и золото нашли. 26 июня 1959 года вступил в эксплуатацию прииск «Комсомольский» - самое первое золотодобывающее предприятие Чукотки. Между прочим, первую в стране ртуть тоже дали отсюда, с рудника «Пламенный». Но есть и суровая история про Певек. С 1949 по 1957 год здесь располагался Чаунлаг и Чаунчукотлаг, входящие в Дальстрой, это одни из самых страшных лагерей в системе советских исправительно-трудовых колоний. Именно они стали дешевой рабочей силой для добычи полезных ископаемых, в первую очередь для найденного в 1952 году урана. 6 апреля 1967 года Певек стал городом. А ещё здесь расположен и самый северный российский порт.

2.
IMG_1274zz

Название города происходит от чукотского слова пээкиней, что означает «толстая, вздутая гора» - так называется гора, у подножия которой расположен город. Есть и другая версия, согласно которой название происходит от чукотского «гнилое место» или «дурно пахнущая гора». Якобы в старые времена на месте города произошла серьёзная битва между чукчами и юкагирами. Погибших обе стороны конфликта не хоронили, а так и оставляли на поле боя, в результате чего долгое время в этих местах был жуткий запах гниющих тел.

3.
IMG_1025

4. А тем временем мы добрались до места. Вон, вдали наш энергокрасавец готовится к финишному рывку.
IMG_0677zz

Строительство ПЭБ «Академик Ломоносов» велось на Балтийском заводе в Санкт-Петербурге. Далее в Мурманске в него было загружено ядерное топливо и вот, пройдя 2 640 миль (4 888 километров), 9 сентября он кинул свой якорь в нескольких сотнях метров от береговой черты. Пауза нужна была, чтобы собраться с мыслями и понять, как лучше причалить к мол-причалу, всё-таки ответственность большая, весь мир наблюдает, да и перед Заводычем и другими СМИ надо же покрасоваться :).

5.
IMG_0862

Если по плавучему энергоблоку мы с вами уже успели полазить, то про саму береговую инфраструктуру пока знаем мало. А без неё же ПЭБ совсем не ПАТЭС. Итак, 4 октября 2016 года в торжественной обстановке был забит первый (лидерный) шпунт давший старт работам по сооружению береговой инфраструктуры. Хотя, если честно, первые два судна с грузами для строительства (строительная техника, механизмы, сваи, шпунты и другие материалы) прибыли в Певек в сентябре 2016 года. А 4 октября 2016 года пришло и 3-тье судно «Геннадий Цыганков» с новой партией оборудования для строительства береговых сооружений.

6.
IMG_0590zz

7.
IMG_0682zz

8.
IMG_0601

Представляете, только за период навигации 2018 года, составившей порядка четырех месяцев, со всех теплоходов, в числе которых «Александр Сибиряков», «Арктика-2», «Инженер Трубин», суммарно было выгружено порядка 25 тысяч тонн строительных материалов (трубошпунт, анкерные сваи, инертные материалы, металлопрокат), а также нужные металлоконструкции.

9.
IMG_1248zz

10. Подрядчиком строительства гидротехнических сооружений является ООО «Трест Запсибгидрострой».
999A4343

11.
999A4058

12.
IMG_0657zz

Переходим на мол-причал. Почему мол - и тут всё просто, он у нас универсал, и защитник от всяких природных явлений (от морского волнения и навала дрейфующих льдов), и способен принимать суда. Защитный мол-причал - это сверхпрочная конструкция, в основание которого стоят даже не сваи, а трубошпунты наполненные бетоном. Они вбивались на значительную глубину в донное основание. Далее на этот каркас уже насыпали грунт. Сам же энергоблок будет закреплен тоже специальной конструкцией, напоминающей два треугольника, из двух жестких стяжек на гидроамортизаторах (т.е. станция будет способна отпускаться-подниматься во время отлива-прилива), которые на берегу будут закрепляться в четырех точках.

13.
999A4251

14. Именно на этом месте и будет совсем скоро пришвартован ПЭБ «Академик Ломоносов».
IMG_0746

15.
999A4029

16.
999A4045

17.
999A4013

Вид на береговую инфраструктуру с мол-причала. Росгвардия (именно они тут следят за порядком) в этот день была в шоке :). Нам разрешили почти всё: снимай - не хочу. А так это место, конечно, самая настоящая крепость. Попасть на объект, как с суши, так и с воды просто не реально! Кстати, по прилёту в Певек вас ещё и пограничники встречают и паспорта проверяют.

18.
IMG_0715

19. Общая протяженность береговой инфраструктуры составляет около 1 700 метров.
IMG_0877zz

20. На завершающем этапе всё должно выглядеть как-то так.
999A3989

21.
999A3999

14 сентября Певек встретил нас солнцем, это точно был знак, что пора. Хотя первоначально буксировка планировалась на 12-13 сентября, но метеорологи не дали зеленый свет, так как на территории Чаун-Чукотки порывистый ветер достигал отметки до 13-18 метров в секунду. А считается, что даже при 7 метрах в секунду есть немалые риски. Но ничего, зато мы по пути успели в Якутске задержаться, и классно провести время. Старт к началу транспортировки в сторону мол-причала был дан в районе 12 часов дня. Особо не торопились, вся операция заняла около 4 часов.

22.
999A4190

23.
999A4151

Кто до сих пор ещё не в курсе. Плавучий энергетический блок «Академик Ломоносов» проекта 20870 - это головной проект серии мобильных транспортабельных энергоблоков малой мощности. После прибытия в Певек и подключения к сетям ПЭБ станет полноценным энергетическим объектом в составе плавучей атомной теплоэлектростанции (ПАТЭС). Станция оснащена двумя реакторными установками КЛТ-40С, которые способны вырабатывать до 70 МВт электроэнергии и 50 Гкал/ч тепловой энергии в номинальном рабочем режиме, что достаточно для поддержания жизнедеятельности города с населением около 100 тыс. человек. После введения в эксплуатацию ПАТЭС станет самой северной атомной станцией в мире. В перспективе ПАТЭС «Академик Ломоносов» должна заменить выводимые из эксплуатации генерирующие мощности Чаун-Билибинского энергоузла - Чаунскую ТЭЦ в Певеке и Билибинскую АЭС в городе Билибино. Длина судна составляет около 140 метров, ширина - 30 метров, водоизмещение - более 20 тысяч тонн. А так станцию настраивают на работу, как минимум на 40 лет.

24.
IMG_0951zz

25.
IMG_0929zz

26.
IMG_0956zz

27. Местами и временами в этом значимом событии принял участие уж точно весь город.
IMG_0887

«Академик Ломоносов» хоть и считается судном, но сам передвигаться не может, поэтому в этот день ему помогали ледокол «Диксон», «Капитан Мартышкин», «Ясный» и самый шустрый и пусть и самый маленький - буксир «Николай Таврат».

28.
999A4164

29.
IMG_0998

30.
IMG_1002

31. Параллельно на центральной площади шла праздничная программа.
999A4374

32.
999A4210

33.
IMG_1009zz

А это та самая Чаунская ТЭЦ. Скоро она уйдет на заслуженную пенсию. Правда, по последним данным, эту станцию  «попросили» остаться до 2025 года. К этому времени должна быть спроектирована и построена новая ТЭЦ в Певеке. Она нужна, как для покрытия роста нагрузок, так и для «подстраховки» ПАТЭС.

34.
IMG_0839

35. Машинный зал Чаунской ТЭЦ.


«Певекский энергокомбинат», именно так она называлась раньше, была пущена в эксплуатацию 20 мая 1944 года (в этот день заработали два дизельгенератора, мощностью всего по 440 киловатт). Оборудование сюда привезли трофейное, репарационное или честно купленное у буржуев. Поэтому получилась сборная солянка из агрегатов американского, японского, шведского, ну и советского производства, конечно, тоже. В 1949 году станция стала вырабатывать тепло: были запущены два паровых котла по 10 тонн пара в час и два турбогенератора по 1000 кВт. А ещё у них есть котёл, который до сих пор растапливается дровами, люблю такие станции с историей.

36.
IMG_1467zz

37.
IMG_0788

38. Все главные СМИ страны в этот день были при деле.
IMG_1112

39.
IMG_0773

40. Роман Копин, губернатор Чукотского автономного округа.
IMG_1231

41. Наш караван уверенно идёт по морскому подходящему каналу, его глубина 7,2 м.
999A4238

42.
IMG_1076

43.
999A4249

44.
IMG_1144

45. Совсем скоро Чукотка на какое-то время (пока Билибинская АЭС будет в строю) станет самым атомным регионом России.
999A4253

46.
IMG_1135zz

47.
IMG_1089

48. Слева Виталий Трутнев, руководитель Дирекции по сооружению и эксплуатации ПАТЭС
IMG_1199zz

49. RT, не отходя от кассы, транслировал на испанском. Очень здорово, что мы начали совсем не стесняться и хвастаться нашими промуспехами перед всем миром.
IMG_1108

50. А вот со швартовым канатом пришлось повозиться. Матросы кидали-кидали и всё мимо, пока боцман не показал свой мастер-класс.
IMG_1154

51.
IMG_1167zz

52.
IMG_1237zz

53. А вот уже и трап спустили
IMG_1215

«Это новая жизнь, новая эра для развития Чукотки! Это значит, что будет развиваться промышленность, люди получат рабочие места, смогут работать, растить и учить детей» -сказал по поводу губернатор Роман Копин.

54.
999A4302

55.
999A4295

56.
999A4316

57.
IMG_1133zz

Что касается безопасности, я думаю это обязательный пункт программы и его не лишним будет повторить. ПЭБ «Академик Ломоносов» разработан с большим запасом прочности, который превышает все возможные угрозы и делает ядерные реакторы неуязвимыми для цунами и других природных катастроф. Так вероятность повреждения ядра реактора на ПАТЭС в результате внутренних исходных событий при работе на полной мощности не превышает 107 реакторолет т.е. шансы серьезной аварии на ПАТЭС меньше одной стотысячной доли процента. Для сравнения вероятность того, что гигантский астероид разрушит Землю в ближайшие десятилетия оценивается астрономами как 1,6 х 105 почти на 2 порядка выше. Но даже на случай такого события предусмотрены дополнительные системы безопасности, которые делают утечку радиоактивных веществ невозможной. ПАТЭС спроектирована таким образом, чтобы даже в случае самой тяжелой аварии и повреждения защитной оболочки реактора радиоактивные элементы не распространились за пределы самой плавучей станции. При этом реактор будет заглушен автоматически, за счёт т.н. пассивных систем безопасности, не требующих участия оператора. И конечно стоит добавить, что реакторы ПАТЭС проверены десятилетиями безопасной работы на атомных ледоколах. А ведь «Академик Ломоносов» будет эксплуатироваться в куда более комфортных и безопасных условиях, чем ледоколы.

58.
999A4330

59.
IMG_1251

Теперь наступает новый и не менее ответственный этап. Атомщикам нужно будет присоединить энергоблок к береговой инфраструктуре, поставить его под напряжение к подстанции «Береговая» и далее подключить к энергосистеме Чукотки и к энергосетям города Певека в частности. По проекту до конца ноября планируется завершить работы по сооружению подстанции «Береговая» 10/110 кВ и уже в конце декабря 2019 года запустить ПАТЭС «Академик Ломоносов» в работу.

60.
IMG_1287

61.
IMG_1434

62. Всей важности данного события большинство из нас наверняка ещё не осознаёт, а ведь на наших глазах творится большая история, как энергетики в частности, так и всей страны в целом, и пусть у нас всё получится. Кстати, цены на квартиры атомщики уже подняли. Однушки выросли за несколько лет с 200 до 800 тысяч рублей. Ждём и роста демографии, ведь в советское время, в период рассвета, в этом городе проживало до 15 тысяч человек :).
IMG_1496

63. Большое спасибо пресс-службе АО «Концерн Росэнергоатом» за столь интересную и познавательную поездку! Отдельный респект Артёму Шпакову за организацию!
999A4269

Ещё по теме:

Вся правда про ПАТЭС «Академик Ломоносов» Как провожали ПЭБ «Академик Ломоносов» в Певек Как встречали ПЭБ «Академик Ломоносов» в Певеке

Вся моя история с Государственной корпорацией по атомной энергии
«Росатом»:

АО «Атомэнергомаш»:

Атоммаш.jpg Как отгружали корпус реактора для Белорусской АЭС.jpg Омск, встречай ценный груз!.jpg Музей Атоммаша.jpg ОКБ Гидропресс.jpg Центральное конструкторское бюро машиностроения (ЦКБМ) ОКБМ Африкантов.jpg ЗиО-Подольск.jpg Кто помогает строить мусоросжигательные заводы

АО «Концерн Росэнергоатом»:

Ленинградская АЭС.jpg Ленинградская АЭС-2.jpg Смоленская АЭС.jpg Нововоронежская АЭС.jpg Нововоронежская АЭС-2.jpg Ростовская АЭС.jpg Информационный центр Ростовской АЭС.jpg

Другие подразделения, входящие в структуру «Росатом», которые мы посетили:

Атомфлот.jpg Ледокол «Ленин».jpg Балтийский завод.jpg

#rosatom, #rosenergoatom, #Росатом, #Росэнергоатом


Recent Posts from This Journal

promo zavodfoto february 4, 2025 21:18 54
Buy for 100 tokens
ПРОДАЮТСЯ ДОМЕНЫ - ГОРОДА РОССИИ: В ЗОНЕ RU (12): http://buynaksk.ru/ (Республика Дагестан, город Буйнакск) http://ertil.ru/ (Воронежская область, город Эртиль) http://kharovsk.ru/ (Вологодская область, город Харовск) http://laishevo.ru/ (Республика Татарстан, город Лаишево)…

Comments

kolybanov
Sep. 16th, 2019 08:43 am (UTC)
РОСАТОМ чуть ли не как могиканин пока дееспособная структура. Сохранить бы хотя бы её
zavodfoto
Sep. 16th, 2019 06:08 pm (UTC)
Да, они молодцы, стараются
КАТАЛОГ ЖУРНАЛА:

Заводфото.jpg

2.jpg

3.jpg

ГЭС 2.jpg

Вим.jpg

4.jpg

5.jpg

История России в лицах.jpg

9.jpg

6.jpg

11.jpg

12.jpg

10.jpg

Пермский край.jpg





Rambler's Top100


Яндекс.Метрика

Latest Month

November 2019
S M T W T F S
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
Powered by LiveJournal.com