Самый северный город России, а на этой неделе уж точно один из самых раскрученных, расположен на восточном берегу одноимённого пролива, соединяющего Чаунскую губу и Восточно-Сибирское море, напротив островов Роутан. Сейчас в нём проживают по разным оценкам от 3,5 до 5,5 тысяч человек. Сам же город романтиков и ромашек основан в 1933 году, и сразу же, благодаря своему благоприятному расположению, естественной гавани (Чаунская губа) стал развиваться, как важный региональный транспортный узел. где-то в 70 км от города были открыты залежи олова, так возник прииск Пыркакай (позже с 7 ноября 1942 года он стал называться Красноармейский), а так же рудник «Валькумей». Позднее были открыты и другие месторождения олова, а затем здесь ещё и золото нашли. 26 июня 1959 года вступил в эксплуатацию прииск «Комсомольский» - самое первое золотодобывающее предприятие Чукотки. Между прочим, первую в стране ртуть тоже дали отсюда, с рудника «Пламенный». Но есть и суровая история про Певек. С 1949 по 1957 год здесь располагался Чаунлаг и Чаунчукотлаг, входящие в Дальстрой, это одни из самых страшных лагерей в системе советских исправительно-трудовых колоний. Именно они стали дешевой рабочей силой для добычи полезных ископаемых, в первую очередь для найденного в 1952 году урана. 6 апреля 1967 года Певек стал городом. А ещё здесь расположен и самый северный российский порт.
2.
Название города происходит от чукотского слова пээкиней, что означает «толстая, вздутая гора» - так называется гора, у подножия которой расположен город. Есть и другая версия, согласно которой название происходит от чукотского «гнилое место» или «дурно пахнущая гора». Якобы в старые времена на месте города произошла серьёзная битва между чукчами и юкагирами. Погибших обе стороны конфликта не хоронили, а так и оставляли на поле боя, в результате чего долгое время в этих местах был жуткий запах гниющих тел.
3.
4. А тем временем мы добрались до места. Вон, вдали наш энергокрасавец готовится к финишному рывку.
Строительство ПЭБ «Академик Ломоносов» велось на Балтийском заводе в Санкт-Петербурге. Далее в Мурманске в него было загружено ядерное топливо и вот, пройдя 2 640 миль (4 888 километров), 9 сентября он кинул свой якорь в нескольких сотнях метров от береговой черты. Пауза нужна была, чтобы собраться с мыслями и понять, как лучше причалить к мол-причалу, всё-таки ответственность большая, весь мир наблюдает, да и перед Заводычем и другими СМИ надо же покрасоваться :).
5.
Если по плавучему энергоблоку мы с вами уже успели полазить, то про саму береговую инфраструктуру пока знаем мало. А без неё же ПЭБ совсем не ПАТЭС. Итак, 4 октября 2016 года в торжественной обстановке был забит первый (лидерный) шпунт давший старт работам по сооружению береговой инфраструктуры. Хотя, если честно, первые два судна с грузами для строительства (строительная техника, механизмы, сваи, шпунты и другие материалы) прибыли в Певек в сентябре 2016 года. А 4 октября 2016 года пришло и 3-тье судно «Геннадий Цыганков» с новой партией оборудования для строительства береговых сооружений.
6.
7.
8.
Представляете, только за период навигации 2018 года, составившей порядка четырех месяцев, со всех теплоходов, в числе которых «Александр Сибиряков», «Арктика-2», «Инженер Трубин», суммарно было выгружено порядка 25 тысяч тонн строительных материалов (трубошпунт, анкерные сваи, инертные материалы, металлопрокат), а также нужные металлоконструкции.
9.
10. Подрядчиком строительства гидротехнических сооружений является ООО «Трест Запсибгидрострой».
11.
12.
Переходим на мол-причал. Почему мол - и тут всё просто, он у нас универсал, и защитник от всяких природных явлений (от морского волнения и навала дрейфующих льдов), и способен принимать суда. Защитный мол-причал - это сверхпрочная конструкция, в основание которого стоят даже не сваи, а трубошпунты наполненные бетоном. Они вбивались на значительную глубину в донное основание. Далее на этот каркас уже насыпали грунт. Сам же энергоблок будет закреплен тоже специальной конструкцией, напоминающей два треугольника, из двух жестких стяжек на гидроамортизаторах (т.е. станция будет способна отпускаться-подниматься во время отлива-прилива), которые на берегу будут закрепляться в четырех точках.
13.
14. Именно на этом месте и будет совсем скоро пришвартован ПЭБ «Академик Ломоносов».
15.
16.
17.
Вид на береговую инфраструктуру с мол-причала. Росгвардия (именно они тут следят за порядком) в этот день была в шоке :). Нам разрешили почти всё: снимай - не хочу. А так это место, конечно, самая настоящая крепость. Попасть на объект, как с суши, так и с воды просто не реально! Кстати, по прилёту в Певек вас ещё и пограничники встречают и паспорта проверяют.
18.
19. Общая протяженность береговой инфраструктуры составляет около 1 700 метров.
20. На завершающем этапе всё должно выглядеть как-то так.
21.
14 сентября Певек встретил нас солнцем, это точно был знак, что пора. Хотя первоначально буксировка планировалась на 12-13 сентября, но метеорологи не дали зеленый свет, так как на территории Чаун-Чукотки порывистый ветер достигал отметки до 13-18 метров в секунду. А считается, что даже при 7 метрах в секунду есть немалые риски. Но ничего, зато мы по пути успели в Якутске задержаться, и классно провести время. Старт к началу транспортировки в сторону мол-причала был дан в районе 12 часов дня. Особо не торопились, вся операция заняла около 4 часов.
22.
23.
Кто до сих пор ещё не в курсе. Плавучий энергетический блок «Академик Ломоносов» проекта 20870 - это головной проект серии мобильных транспортабельных энергоблоков малой мощности. После прибытия в Певек и подключения к сетям ПЭБ станет полноценным энергетическим объектом в составе плавучей атомной теплоэлектростанции (ПАТЭС). Станция оснащена двумя реакторными установками КЛТ-40С, которые способны вырабатывать до 70 МВт электроэнергии и 50 Гкал/ч тепловой энергии в номинальном рабочем режиме, что достаточно для поддержания жизнедеятельности города с населением около 100 тыс. человек. После введения в эксплуатацию ПАТЭС станет самой северной атомной станцией в мире. В перспективе ПАТЭС «Академик Ломоносов» должна заменить выводимые из эксплуатации генерирующие мощности Чаун-Билибинского энергоузла - Чаунскую ТЭЦ в Певеке и Билибинскую АЭС в городе Билибино. Длина судна составляет около 140 метров, ширина - 30 метров, водоизмещение - более 20 тысяч тонн. А так станцию настраивают на работу, как минимум на 40 лет.
24.
25.
26.
27. Местами и временами в этом значимом событии принял участие уж точно весь город.
«Академик Ломоносов» хоть и считается судном, но сам передвигаться не может, поэтому в этот день ему помогали ледокол «Диксон», «Капитан Мартышкин», «Ясный» и самый шустрый и пусть и самый маленький - буксир «Николай Таврат».
28.
29.
30.
31. Параллельно на центральной площади шла праздничная программа.
32.
33.
А это та самая Чаунская ТЭЦ. Скоро она уйдет на заслуженную пенсию. Правда, по последним данным, эту станцию «попросили» остаться до 2025 года. К этому времени должна быть спроектирована и построена новая ТЭЦ в Певеке. Она нужна, как для покрытия роста нагрузок, так и для «подстраховки» ПАТЭС.
34.
35. Машинный зал Чаунской ТЭЦ.
«Певекский энергокомбинат», именно так она называлась раньше, была пущена в эксплуатацию 20 мая 1944 года (в этот день заработали два дизельгенератора, мощностью всего по 440 киловатт). Оборудование сюда привезли трофейное, репарационное или честно купленное у буржуев. Поэтому получилась сборная солянка из агрегатов американского, японского, шведского, ну и советского производства, конечно, тоже. В 1949 году станция стала вырабатывать тепло: были запущены два паровых котла по 10 тонн пара в час и два турбогенератора по 1000 кВт. А ещё у них есть котёл, который до сих пор растапливается дровами, люблю такие станции с историей.
36.
37.
38. Все главные СМИ страны в этот день были при деле.
39.
40. Роман Копин, губернатор Чукотского автономного округа.
41. Наш караван уверенно идёт по морскому подходящему каналу, его глубина 7,2 м.
42.
43.
44.
45. Совсем скоро Чукотка на какое-то время (пока Билибинская АЭС будет в строю) станет самым атомным регионом России.
46.
47.
48. Слева Виталий Трутнев, руководитель Дирекции по сооружению и эксплуатации ПАТЭС
49. RT, не отходя от кассы, транслировал на испанском. Очень здорово, что мы начали совсем не стесняться и хвастаться нашими промуспехами перед всем миром.
50. А вот со швартовым канатом пришлось повозиться. Матросы кидали-кидали и всё мимо, пока боцман не показал свой мастер-класс.
51.
52.
53. А вот уже и трап спустили
«Это новая жизнь, новая эра для развития Чукотки! Это значит, что будет развиваться промышленность, люди получат рабочие места, смогут работать, растить и учить детей» -сказал по поводу губернатор Роман Копин.
54.
55.
56.
57.
Что касается безопасности, я думаю это обязательный пункт программы и его не лишним будет повторить. ПЭБ «Академик Ломоносов» разработан с большим запасом прочности, который превышает все возможные угрозы и делает ядерные реакторы неуязвимыми для цунами и других природных катастроф. Так вероятность повреждения ядра реактора на ПАТЭС в результате внутренних исходных событий при работе на полной мощности не превышает 107 реакторолет т.е. шансы серьезной аварии на ПАТЭС меньше одной стотысячной доли процента. Для сравнения вероятность того, что гигантский астероид разрушит Землю в ближайшие десятилетия оценивается астрономами как 1,6 х 105 почти на 2 порядка выше. Но даже на случай такого события предусмотрены дополнительные системы безопасности, которые делают утечку радиоактивных веществ невозможной. ПАТЭС спроектирована таким образом, чтобы даже в случае самой тяжелой аварии и повреждения защитной оболочки реактора радиоактивные элементы не распространились за пределы самой плавучей станции. При этом реактор будет заглушен автоматически, за счёт т.н. пассивных систем безопасности, не требующих участия оператора. И конечно стоит добавить, что реакторы ПАТЭС проверены десятилетиями безопасной работы на атомных ледоколах. А ведь «Академик Ломоносов» будет эксплуатироваться в куда более комфортных и безопасных условиях, чем ледоколы.
58.
59.
Теперь наступает новый и не менее ответственный этап. Атомщикам нужно будет присоединить энергоблок к береговой инфраструктуре, поставить его под напряжение к подстанции «Береговая» и далее подключить к энергосистеме Чукотки и к энергосетям города Певека в частности. По проекту до конца ноября планируется завершить работы по сооружению подстанции «Береговая» 10/110 кВ и уже в конце декабря 2019 года запустить ПАТЭС «Академик Ломоносов» в работу.
60.
61.
62. Всей важности данного события большинство из нас наверняка ещё не осознаёт, а ведь на наших глазах творится большая история, как энергетики в частности, так и всей страны в целом, и пусть у нас всё получится. Кстати, цены на квартиры атомщики уже подняли. Однушки выросли за несколько лет с 200 до 800 тысяч рублей. Ждём и роста демографии, ведь в советское время, в период рассвета, в этом городе проживало до 15 тысяч человек :).
63. Большое спасибо пресс-службе АО «Концерн Росэнергоатом» за столь интересную и познавательную поездку! Отдельный респект Артёму Шпакову за организацию!
Ещё по теме:
Вся моя история с Государственной корпорацией по атомной энергии «Росатом»:
АО «Атомэнергомаш»:
АО «Концерн Росэнергоатом»:
Другие подразделения, входящие в структуру «Росатом», которые мы посетили:
#rosatom, #rosenergoatom, #Росатом, #Росэнергоатом
Journal information