zavodfoto (zavodfoto) wrote,
zavodfoto
zavodfoto

Categories:

Как воевали заводы. Челябинский «танкоград»

Челябинский тракторный завод (до 6 октября 1941 года - Челябинский тракторный завод им. И. В. Сталина, до 20 июня 1958 года - Кировский завод наркомтанкопрома в г. Челябинске (в годы ВОВ - завод № 100), с 10 ноября 1971 по 1 октября 1992 года - производственное объединение «Челябинский тракторный завод имени В. И. Ленина») - названий он поменял не мало и всё-таки в народе он больше известен под названием «Танкоград».

1

Строительство тракторного завода в Челябинске предусматривалось первым пятилетним планом на 1928-1932 годы, принятым пятым Съездом Советовов СССР. 29 мая 1929 года Совет Народных Комиссаров принял постановление о строительстве тракторного завода на Урале. Производственная мощность завода была запланирована на уровне 40 тыс. тракторов в год. В качестве прототипа первого трактора был выбран американский трактор Caterpillar 60. В результате 15 мая 1933 года из ворот сборочного цеха вышел первый гусеничный трактор «Сталинец-60» (С-60). Однако официальное открытие завода состоялось 1 июня. Постепенно завод набирал обороты и уже 30 марта 1940 года с его конвейера сошел 100 000-й трактор. А тут война!

2

Ещё до войны, в 1940-м году, на ЧТЗ, где основным направлением был выпуск тракторов, начали осваивать производство тяжёлых танков КВ-1 (Клим Ворошилов) конструкции Кировского завода. В августе из Ленинграда привезли опытный образец боевой машины и чертежи, а уже 31 декабря того же года государственная комиссия приняла первый челябинский танк.

3

После начала войны в Челябинск полностью эвакуировали Харьковский моторный завод №75 и Ленинградский Кировский завод, а также другие смежные заводы, оказавшиеся в зоне досягаемости вражеской авиации. И вот на базе самых основных было создано мощное танкостроительное предприятие, которое получило неофициальное название «Танкоград», а официальное - «Кировский завод Наркомата танковой промышленности в городе Челябинске» (завод № 100). Уже с августа 1942 года они стали выпускать танки Т-34. Их массовое производство на предприятии наладили всего за 33 дня, хотя до этого считалось, что серийный выпуск боевых машин нельзя запустить быстрее, чем за четыре-пять месяцев. С февраля 1943 года - самоходных артиллерийские установки, а с сентября 1943 года взялись за тяжёлые танки ИС-2 (Иосиф Сталин).

В августе 1944-го челябинский конструктор Михаил Балжи спроектировал новую машину - танк ИС-3. В конце декабря Сталин одобрил и эту машину. Танк имел усовершенствованную форму корпуса и башни и оптическую систему управления наводкой, которая позволяла эффективно вести бой на расстоянии 2000-2500 метров. Благодаря в том числе и им, Советский Союз полностью выигрывал в «войне брони» - таких танков не имела ни одна армия мира. Ай да молодцы, челябинские кулибины!

4

Всего за годы войны здесь создали 13 типов новых танков и самоходных артиллерийских установок, шесть типов танковых дизельмоторов. Завод выпустил 18 тысяч танков и самоходных установок, 48,5 тысячи танковых дизельмоторов и 17,7 миллиона заготовок боеприпасов. И самое главное, впервые в мировой практике танкостроения сборка тяжёлых танков была поставлена на конвейер.

Понятное дело, что само собой это не случилось. Героический труд рабочих, работали по 16 часов в день, плюс масштабное преобразование завода, причём в очень сжатые сроки дало такой великолепный результат. На заводе были запущены 17 новых цехов общей площадью 100 тысяч квадратных метров. Прибывавшее с эвакуированных предприятий оборудование «с колёс» разгружали на пустырях, ставили на фундаменты будущих цехов, и не от ходя от «кассы», запускали в работу. Работали при любой погоде, хоть жара, хоть холод всё не почём.

6

Есть такие цифры. В четвертом квартале 1941 года выпуск тяжелых танков КВ увеличился по сравнению с третьим в 5,5 раз, а с первой половиной года - в 17 раз. Представляете, какая там была производительность труда, даже современные роботы, скорее всего, узнав про это, сразу сбегут на нервный перекур :). Между прочим, первым выходным днем за четыре года войны для работников стало именно 9 мая 1945 года. Раз в две недели рабочим выделяли время, чтобы они лишь могли помыться, постирать одежду. А потом - снова к станку.

8

Важно отметить, что до войны на ЧТЗ работало 15 тысяч человек, а к 1944 году - уже 44 тысячи. Причём 67% работников завода, впервые вставая к станку, не имели ни малейшего представления, что и как им предстоит делать. Учились на ходу…

7

За время войны заводу 33 раза присуждались Красные Знамёна Государственного Комитета Обороны за победу во Всесоюзном соревновании. Два знамени оставлены коллективу на вечное хранение.

9

Сегодня Челябинский тракторный завод - УРАЛТРАК (ЧТЗ) продолжает свою славную историю и производит колесную и гусеничную дорожно-строительную технику (бульдозеры, трубоукладчики, фронтальные погрузчики, минитрактора), двигатели внутреннего сгорания и другую не менее важную продукцию.

Всех нас с Великой победой!

#Каквоевализаводы


Tags: #Каквоевализаводы, ИСТОРИЯ КОМПАНИЙ В ФОТОГРАФИЯХ
Subscribe

Recent Posts from This Journal

promo zavodfoto february 4, 2025 21:18 54
Buy for 100 tokens
ПРОДАЮТСЯ ДОМЕНЫ - ГОРОДА РОССИИ: В ЗОНЕ RU (12): http://buynaksk.ru/ (Республика Дагестан, город Буйнакск) http://ertil.ru/ (Воронежская область, город Эртиль) http://kharovsk.ru/ (Вологодская область, город Харовск) http://laishevo.ru/ (Республика Татарстан, город Лаишево)…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment