?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

В далеком прошлом значение соли было куда выше, чем в настоящее время. Соль очень ценилась, кое-где даже была заменой денег. Из-за соли велись войны, на месте добычи соли возникали города, а чтоб её возить и дороги. Более того, в истории известны случаи соляных бунтов, когда на неё повышали налог. Например, в Древней Руси первая же попытка киевского князя Святополка II в 1113 году ввести налог на соль привела к восстанию и, в конечном счете, к смене власти, или в 1648 году подъем акциза на продажу соли вызвал московский соляной бунт. А раз мы оказались в самом настоящем городе Соли на Каме, было бы просто не правильно не заехать в единственный в России солеваренный завод-музей под открытым небом. Кстати, более того, это первый завод-музей Урала, да и России (Демидовский завод в Тагиле стал музеем лишь в 1987 году, а Северская домна в Полевском - уже в наше время). Походу дела и в Соликамске Заводыч поймал свою волну :).

IMG_0540


2. Здание конторы Сользавода, 1884 год. Одновременно это здание являлось усадьбой купцов Рязанцевых.
IMG_0179

3.
11

Если верить историкам, то солеварение на территории Русского государства изначально появилось в районе Старой Руссы в VIII - начале IX в. и в Новгородских летописях называлось русским промыслом. С XI в. соль получали путем выварки из воды черноморских и азовских лиманов на юге и Белого моря - на севере. Такую соль называли морянкой. В XIII в. основной центр солеварения Русского государства переместился из Старой Руссы в Тотьму (территория нынешней Вологодской области), а в XIV-XVII вв. на территории России выделилось несколько крупнейших центров солеварения: Нерехотские промыслы (ныне - Костромская область), Сольвычегодские (Архангельская область), Бахмутские (ныне - Донецкая область, Украина), Балахнинские (Нижегородская область). Соль из этих мест называли ключевкой. На территории современного Пермского края первые соляные промыслы возникли в V - VII веках на реке Колва в районе города Чердынь. Однако расцвет соляного дела пришелся на период с XV века. Начало промышленной разработки соли положили братья Калинниковы. Сначала они построили солеварни на реке Боровой, затем перенесли их на реку Усолку (благодаря этому и возник Соликамск). Позже соляным промыслом широко занялись Строгановы. Как результат на территории Прикамья образовался целый ряд крупных соляных промыслов: Орловский (1564 г.), Ново-Усольский (1606 г.), Ленвинский (1660 г.), Рождественский (1663 г.), Дедюхинский (1670 г.), Усть-Боровской (1882 г.) и др. Пермскую соль стали называть – пермянкой. Между прочим, именно стала давать основную долю соляного дохода России.

4.
IMG_0310

Усть-Боровской солеваренный завод, также известен, как Рязанцевские солеварни, был основан на левом берегу реки Камы близ впадения в нее реки Боровой в 1878 году купцом Александром Рязанцевым. Позже здесь возник город Боровск, включенный в настоящее время в состав Соликамска. На постройку завода ушло четыре года. Интересно, что несмотря на ряд новшеств, технология производства практически полностью повторяла старинный процесс, известный ещё с XV века. Все промышленные сооружения были выполнены из дерева и включали рассолоподъёмные башни, соляные лари, варницы и амбары. В 1882 году была выварена первая соль и к началу XX века завод с почти двумя сотнями рабочих стал крупнейшим промышленным предприятием Прикамья. В 1886 году было им уже было выварено 1 103 669 пудов соли.

5.
2

В 1912-1913 гг. в целях удобства производства и сбыта поваренной соли в Прикамье (в Пермской губернии) был создан монополистический картель «Продасоль», куда также вошел и Усть-Боровской сользавод. В марте 1918 года он был национализирован. С 1919 года завод, наряду с другими девятью сользаводами Верхнекамья, вошёл в состав треста «Пермсоль», который, в свою очередь, входил в состав Солесиндиката в Москве. В этом же году из-за нехватки рабочей силы Усть-Боровской завод объединяется с Рождественским (Островским) заводом, но уже в 1921 году происходит разделение завода на два предприятия. Затем в 1930 году предприятие перешло в систему «Уралсольтрест», а позднее, в 1940 году,- в непосредственное подчинение всесоюзного треста «Главсоль». В 1960 году предприятие было передано Соликамскому заводу «Урал». С 1963 по 1972 год Усть-Боровской завод на правах сольцеха находился на балансе Первого Соликамского калийного комбината.

6.
9

Наверное, многие слышали выражение «пермяк - соленые уши», так оно и возникло в наших краях. Дело в том, что при переноске на плечах мешков с солью соляная пыль сыпалась на голову, за воротник и, естественно, на уши. Вот и получается, что они не только распухали, а соответственно были солёными.

7.
IMG_0648

Сейчас в конторе бывшего Сользавода организована небольшая музейная экспозиция

8.
IMG_0234

9. Образцы (керны) калийных солей с местного месторождения.
IMG_0279

Экспозиции музея рассказывают о самой соли и ее особенностях, об истории соляных промыслов, о солепромышленниках Рязанцевых и т.д.

10.
IMG_0283

Завод просуществовал до 1 января 1972 года, при этом технология выварки соли существенно не менялась. Даже в середине XX века соль здесь вываривали так же, как в XVII - XIX веках. Причина закрытия банальна, он стал генерировать одни убытки, несмотря на то, что его периодически модернизировали. На финише своего производственного пути он был даже переведён с выварочной соли на выработку йодированной соли, нужной для профилактики и лечения зобной болезни.

11.
IMG_0288

12. Слева печная заслонка, рядом кусок лепнины из конторы Усть-Боровского солеваренного завода (конец ХIХ в).
IMG_0226

В октябре 1986 году на базе Усть-Боровского солеваренного завода был открыт Музей истории соли. В 1990-2000-е годы музей пережил несколько пожаров, восстановление части его объектов ведётся и по сей день. В настоящее время он имеет статус музея промышленного зодчества XIX века федерального значения.

13. Для мужчин-соленосов мешки были весом 5-5,5 пудов, для женщин - 3 пуда.
IMG_0248

14.
12

15.
IMG_0255

16.
IMG_0275

На территории музея до наших дней сохранились несколько исторических сооружений, внесённых в реестр объектов культурного наследия России, а именно: Контора завода, 1884; Изба караульная, конец XIX века; Александровский соляной ларь, 1882; Александровская рассолоподъемная башня, 1904; Васильевская соляная варница, 1882; Воскресенская рассолоподъемная башня, 1928; Ивановская соляная варница, 1882; Ивановский соляной ларь, 1882; Георгиевская соляная варница, 1882.

17.
14

Процесс добычи начинался с рассолоподъемных башен. Их возводили над скважинами, а похожи они были на сторожевые башни крепостей. Каждая башня из себя представляет квадратный сруб 9х9 метров и высотой 16 метров. В центре крыши оставлялось отверстие для выхода штанги насоса. Важно отметить, что такие мощные сооружения строились без фундамента. Кстати, такие рассолоподъемные башни сооружались только на территории Прикамья.

18. Александровская рассолоподъёмная башня, 1904 год.
IMG_0323

Чертеж рассолоподъемной скважины и рассолоподъемной башни, где: 1. матица; 2. обсадочные трубы; 3. веслые трубы; 4. запор у нижнего конца обсадных трубок для предотвращения проникновения подземных вод; 5. нижняя часть веслых труб; 6. копеж для рассола: 7. машинные трубки для подъема рассола поршневым насосом
16


Соль вываривали на заводе из рассола, добываемого из скважин. Как правило, чтобы найти соль, специальных предварительных исследований не проводилось, скважину закладывали, опираясь на интуицию старых мастеров, учитывающих многие факторы и приметы. Всего было пробурено 14 скважин глубиной от 170 до 215 метров. В скважины устанавливались изготовленные из цельного толстого ствола дерева матичные трубы. Их диаметр достигал 62 сантиметров, а толщина стенок 9-11 сантиметров. Для выкачивания рассола применялись насосы, приводившиеся в действие паровой машиной.

19.
8

Внутри башни - три яруса. На полметра над полом первого яруса возвышается деревянная матичная труба. На втором и третьем ярусе - только механизмы собственно башни. Часть деталей была заменена в советское время. До революции трубы делались только из дерева (считалось, что от использования железных труб соль будет горчить). В советское время стали использоваться и металлические трубы. Позже появился паровой двигатель, от которого работал насос, а выкачивающий рассол, заменили на электродвигатель.

20. Элементы привода подъемного механизма
IMG_0385

До середины XIX века рассол добывался из скважины с помощью примитивной конной машины, приводимой в движение лошадью. Первая паровая машина появилась на Камских промыслах в 1809 году на соседнем Дедюхинском казенном заводе. А уже в 1828 году паровые машины стали применяться и на промыслах Г.А.Строганова. К началу XX в. паровые машины, используемые для подъема соляного рассола, уже работали повсеместно, а конным аналогам пришлось уйти на пенсию.

21. Скважина, откуда поднимался рассол
IMG_0398

На Усть-Боровском заводе рассол добывался из скважин, заложенных при его основании. Их глубина колебалась от 79 до 88 саженей (от 168,5 до 177 метров). В 1916 г. на заводе действовали 4 рассолоизвлекательных трубы. Диаметр матичных труб составлял от 35,5 до 50,8 сантиметров. Насос приводился в действие паровой машиной мощностью в 15 лошадиных сил. Передача движения насосам от трансмиссионного вала производилась посредством деревянных штанг, укрепленных на козлах. В 1909 г. на заводе было две паровых машины. К сожалению, обе они не сохранились, поскольку в 30-х годах извлечение рассола было электрифицировано, а паровое оборудование уничтожено.

22.
IMG_0405

Бурение соляных скважин до 1870 года производилось вручную так называемым ударно-поворотным способом, когда бур с силой опускался в землю с большой высоты, а затем поворачивался с помощью ворота, поднимался и из него выбивалась выбранная порода. Проходка скважин таким способом занимала порой несколько лет, а рассолоподъемная труба становилась самым дорогостоящим элементом солеваренного производства. В 1870 году для бурения соляных скважин в Прикамье впервые был применен бур Фабиана, а затем в употребление вошли паровые буры, что значительно ускорило проходку.

23. Погружной насос с электродвигателем, двутавровое долото, перфорированная туба и другие помошники из прошлого
IMG_0342

24. Остатки насоса. Редуктор и штанги
IMG_0354

25. Воскресенская рассолоподъемная башня, 1928
IMG_0492

26.
IMG_0447

Далее по деревянным желобам рассол поступал в соляные лари - прямоугольные чаны с тесовой крышей для хранения рассола. Стенки ларей были укреплены деревянными брусками, в противном случае их просто могло разорвать под напором рассола. Сверху ларь накрывался двускатной тесовой крышей, под которой делался рабочий настил, используемый при периодических чистках ларя и для наблюдения за его внутренним состоянием. Обычно строилось два соляных ларя на одну варницу. Одна рассолоподъемная башня могла питать несколько ларей. Длина ларя составляла более 10 метров, ширина - 5,6 метра, высота - 2,4 метра.

Соляные лари на промыслах Прикамья появляются в последней четверти XVIII века и становятся неотъемлемым элементом технологической цепочки производства соли. До этого времени соляной рассол подавался на чрены варниц непосредственно от рассолоподъемных башен, а лари иногда устанавливались на них же, но были существенно меньше и служили лишь для создания дополнительного напора в рассолоотводах. В начале XX века Усть-Боровской завод при 12 варницах имел 7 соляных ларей.

27. Александровский соляной ларь, 1882 год.
IMG_0431

Важнейшим элементом технологического цикла была выварка соли. В начальный период существования Усть-Боровского завода она производилась в черных варницах, называвшихся также "соляными избами" - прямоугольных срубах, крытых четырехскатной кровлей (ранее, как правило, кровля была двускатной). Огонь разводился непосредственно в квадратной четырехсаженной (8,5 метров) печи-яме глубиной до 3,5 метров, выложенной камнями и глиной, над которой подвешивался чрен - чугунный противень для варки рассола.

28. Ивановская соляная варница, 1882 год.
IMG_0432

В 1895 году ко всем варницам Усть-Боровского завода были пристроены кирпичные трубы, что говорит об их преобразовании в белые, так называемые "баварские" варницы. Кроме этого была произведена и соответствующая реконструкция печей. Белые варницы представляют собой усовершенствованный тип солеварения, появление которого относится к 60-м гг. XIX века. Варницы являлись основными сооружениями солеваренного завода, по их числу можно было судить о его состоянии. Дореволюционное развитие Усть-Боровского завода характеризовалось постоянным ростом числа варниц - с 3 до 12. В советское время наибольшее число варниц было в 1919 году - 13. После второй мировой войны их количество стабилизировалось на уровне 9 и просуществовало до закрытия завода.

29. Белые варницы Усть-Боровского сользавода.
7

Под варницей была огромная кирпичная печь. Изначально топили их дровами, и за день варница потребляла примерно 10 кубометров древесины. Чуть позже освоили древесный, а затем и каменный уголь.

30.
IMG_0527

Рассол здесь доводили до кипения и вываривали непрерывно около суток. При этом нужно было поддерживать в печах равномерный тихий жар. За процессом следил повар, фактически он был главным из рабочих. Вода испарялась в виде пара, а соль оставалась на дне.

31.
IMG_0537

32.
5

33.
IMG_0609

Далее еще мокрую соль специальными лопатами перекидывали на деревянные полати, где она окончательно подсыхала. Уже готовая к продаже соль хранилась в соляных амбарах.

34.
IMG_0585

Рельсовый путь проложили только в 1907-м году, до этого соль таскали на спине.

35.
IMG_0623

Большинство производственных построек Усть-Боровского солеваренного завода было возведено в 1880-90 годы. К середине 1880-х годов на нем ежегодно добывалось более одного миллиона пудов соли. Здесь работало до 180 человек.

36.
1 Соленосцы Усть-Боровского сользавода

37.
IMG_0591

38. Брусья на внешней стороне варницы играют роль контрфорсов (рассол создавал сильное давление на стенки ларя).
IMG_0519

39.
IMG_0461

40. Васильевская соляная варница, 1882 год.
IMG_0504

Амбар для готовой продукции. Он был воссоздан после пожара 2003 года. А так к 1913 года было построено пять подобных амбаров. Каждый амбар делился на 10 секций, называемых закромами, которые были соединены внутри сооружения дверьми попарно. Таким образом, каждый амбар имел под своей крышей пять полностью изолированных друг от друга помещений. Загрузка и выгрузка амбаров первоначально производилась вручную. Рабочие-соленосы с мешками на спине по специально устроенным эстакадам доставляли соль на разгрузочные площадки на крыше амбаров. В 1907-1908 гг. были построены солекатные рельсовые дорожки, соединившие варницы и амбары. Вагонетки с солью закатывались по эстакаде вручную. С 1915 г.ода они стали подниматься наверх при помощи специальных солеподъемников, пристроенных с торцов амбаров и оснащенных конным воротом и механизмом для их опрокидывания. В 1930-х гг. конные солеподъемники были заменены электрическими.

41.
IMG_0479я

Амбары - это самые объемные сооружения на территории Усть-Боровского сользавода. Их длина достигала 52 метров, ширина - 19 метров, а высота - 15 метров. Они находились на берегу Усть-Боровского затона на реке Каме. Чтобы вода не попала в амбары (весной разливавшаяся Кама заливала эту территорию), они стояли на бревенчатых клетках. Стены амбаров укреплялись деревянными стойками.

42.
4

Каждую весну соль грузили на барки, которые по большой воде подходили прямо к амбарам. Далее на барках соль пермянка расходилась по всей России.

43.
3

44. А это печь, где для посетителей показывают процесс выпаривания соли в миниатюре.
IMG_0652

45. Отличный музей, всем рекомендую!
IMG_0221

А в завершении хочется поблагодарить и сказать большое спасибо друзьям этой экспедиции. В первых строках, конечно же, "Комсомольской правде" в Перми, которая проявила себя отличным организатором. Официальным партнером по связи с внешним миром стал мобильный оператор Tele2, за финансы, причём безналичные (а и правда, зачем нам лишний груз с собой), в ответе был ПАО Сбербанк. Партнерами по правильному и вкусному питанию выступили Агрохолдинг «Ашатли» и пермская сеть-кафе SFC Chicken. Так же про участников экспедиции не забыла и правильная компания «Тенториум», которая в дорогу нам презентовала подарки со своими медовыми витаминками и чистейшей водой. Наш кортеж состоял из 4 машин, 2 из которых были предоставлены дилерским центром Nissan «Лаки Моторс». А чтоб наши автомобили были в прекрасном настроении, их кормили на заправках сети АЗС Нефтехимпром. Кроме этого, важным партнером выступила компания «ЛУКОЙЛ-Пермь». А как иначе, ведь у нашей пермской нефти большой юбилей, целых 90 лет!

30


Вся наша история #ДорогамиПермиВеликой:

Автопробег #ДорогамиПермиВеликой - Красновишерск Автопробег #ДорогамиПермиВеликой - Полюдов камень Автопробег #ДорогамиПермиВеликой - Соликамск Автопробег #ДорогамиПермиВеликой - Музей истории соли в Соликамске Автопробег #ДорогамиПермиВеликой - «Палаты Строгановых» в Усолье Центр интегрированных операций в ЦИТС «Полазна» (ЛУКОЙЛ-ПЕРМЬ)

#ДорогамиПермиВеликой #ЭкспедицияКП #90летпермскойнефти #безналичнаяпермь #Ашатлипермь #4gtele2 #LuckyMotorsNissan #chicken #СТенториумХотьКуда #Нефтехимпром #Пермскийкрай #Соликамск


Recent Posts from This Journal

promo zavodfoto february 4, 2025 21:18 54
Buy for 100 tokens
ПРОДАЮТСЯ ДОМЕНЫ - ГОРОДА РОССИИ: В ЗОНЕ RU (10): http://buynaksk.ru/ (Республика Дагестан, город Буйнакск) http://kharovsk.ru/ (Вологодская область, город Харовск) http://laishevo.ru/ (Республика Татарстан, город Лаишево) http://makushino.ru/ (Курганская область, город Макушино)…

Comments

( 9 — Leave a comment )
nikolay_suslov
Mar. 2nd, 2019 07:17 am (UTC)
Бывал в Соликамске. Даже в шахту спускался, где добывают каменную соль. Красиво! Но уж очень опасно... Или мне показалось?
voxpop_66
Mar. 3rd, 2019 04:10 pm (UTC)
Не был там никогда! Интересное место!
grushenka
Mar. 3rd, 2019 04:19 pm (UTC)
Спасибо за очередной интересный пост!
anonimusi
Mar. 3rd, 2019 04:19 pm (UTC)
Какой интересный музей!
cheslavkon
Mar. 3rd, 2019 04:24 pm (UTC)
Плохо в солях работать, скважинное оборудование быстро приходит в негодность - коррозирует.
arctic-inga.ru
Mar. 3rd, 2019 04:30 pm (UTC)
Это вы хорошо прокатились.
lavagra
Mar. 3rd, 2019 05:28 pm (UTC)
Целая соляная эпопея! Очень интересно!
novser
Mar. 3rd, 2019 05:39 pm (UTC)
Есть что посмотреть.
alb_wiki
Mar. 9th, 2019 07:42 pm (UTC)
столько всего полезного познал, спасибо
( 9 — Leave a comment )
КАТАЛОГ ЖУРНАЛА:

Заводфото.jpg

2.jpg

3.jpg

ГЭС 2.jpg

Вим.jpg

4.jpg

5.jpg

История России в лицах.jpg

9.jpg

6.jpg

11.jpg

12.jpg

10.jpg

Пермский край.jpg





Rambler's Top100


Яндекс.Метрика

Latest Month

August 2019
S M T W T F S
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Powered by LiveJournal.com