После освобождения Белоруссии от немецких войск в 1944 году на площадях авторемонтного автозавода Daimler-Benz был основан Минский автомобильный завод. Основной его продукцией после войны стали грузовики МАЗ-200 и МАЗ-205, выпускавшиеся ранее в Ярославле. Собственно ОАО «Минский завод колёсных тягачей» ведёт отсчёт своей истории с 23 июля 1954 года. Именно в этот день приказом директора Минского автозавода № 15сс во исполнение Постановления Совета Министров СССР от 25 июня 1954 года № 1258-563cc и приказов Министра автомобильного, тракторного и сельскохозяйственного машиностроения СССР № 21сс и №25сс на Минском автомобильном заводе было создано специальное конструкторское бюро № 1 (СКБ-1) по тяжелым колесным артиллерийским тягачам и двигателям к ним с опытной базой. Возглавил это бюро, в последствие легендарный советский конструктор, Борис Львович Шапошник. До войны он работал главным конструктором московского ЗИСа. Главной целью создания нового бюро была разработка тяжелой и сверхтяжелой техники для нужд армии СССР.
2. Генеральный директор завода Игорь Летов
1 сентября 1954 года был организован первый цех опытного производства (ЦОП). В 1959 году были сданы в эксплуатацию новые производственные площади, на которых разместился механосборочный цех №3 (МСЦ-3), созданный на базе ЦОПа, для изготовления деталей и узлов, а также сборки тягачей.
3.
4. Металообрабатывающий цех.
5.
Первым проектом «СКБ-1» стал колёсный тягач МАЗ-528, который появился на свет в 1955 году. Он был предназначен для работы с толкаемым и буксируемым навесным и прицепным оборудованием. Машина была оснащена 10-ю передачами вперед и 10-ю назад. Потом последовал лесовоз МАЗ-532 с двигателем в 165 л.с. (полная масса автопоезда 36 т), аэродромный тягач МАЗ-541 с 300-сильным двигателем, предназначенный для буксировки самолётов массой 85 т, и самосвал МАЗ-530 (1957 г.) грузоподъёмностью 40 т. Кстати, до этого в СССР колёсных транспортных средств с такими или даже близкими параметрами грузоподъёмности не выпускалось. Первой серийной моделью завода стал одноосный тягач МАЗ-529В. В серию он пошёл с 1958 года. Данная машина имела снаряжённую массу 9 000 кг, и она могла буксировать прицеп массой 25 000 кг. Мощность двигателя тягача составляла 180 л.с., а максимальная скорость автомобиля - 40 км/ч.
6.
7.
8.
Зато, мы делаем ракеты… Да, на этом фронте нам всегда было, что показать. А вот, как их перевозить? Поэтому Партия и озадачила завод. Изначально, запуск первой отечественной управляемой твёрдотопливной оперативно-тактической ракеты «Темп» с дальностью полета 600 км, планировался со стартовой площадки, размещённой на полуприцепе автомобиля МАЗ-535В, однако военные в это особо не верили. Чтоб им угодить на заводе был создан полностью новый автомобиль МАЗ-543. Между прочим, он до сих пор серийно выпускается в разных модификациях! Опытный образец МАЗ-543 появился в 1961 году. Базовое шасси имело дизельный двигатель Д12А-525А мощностью 525 л.с., снабжалось автоматической трансмиссией с четырехступенчатой (три вперёд и одна назад) коробкой передач, имело колёсную формулу 8х8, грузоподъёмность 19 т., полную массу 39 т., радиус поворота 13,5 м. и дорожный просвет 440 мм. Машина была способна преодолеть подъём 30° и брод глубиной 1,1 м. Автомобиль развивал максимальную скорость 60 км/ч., а также имел четыре ведущих моста с односкатными колесами, оснащенными широкопрофильными шинами с протектором высокой проходимости.
9.
10.
Видя, что у «СКБ-1» всё довольно неплохо получается, было принято решение выделить им дополнительные производственные мощности, да и назвать уже более достойно - Производством специальных колёсных тягачей» («ПСКТ», 10 апреля 1975 года ). А так на базе МАЗ-543 была создана целая линейка спецмашин. Более 60 военных надстроек (вооружение или спецоборудование) были смонтированы на шасси «МАЗ-543», «МАЗ-543А», «МАЗ-543М». Среди них такие известные, как тактическая ракета «Скад», зенитно-ракетный комплекс «С-300», система залпового огня «Смерч», артиллерийский комплекс «Берег» и противокорабельный «Рубеж». И всё-таки именно благодаря установке известной системы залпового огня за этими машинами в народе закрепилось название «УРАГАН».
11.
12.
В 1970 году началось проектирование самого обширного третьего совершенно секретного поколения «Оплот» для перспективной установки особо мощного вооружения и замены сразу двух серий - МАЗ-537 и МАЗ-543. Так появились шасси МАЗ-7911, -79111, -79112 грузоподъёмностью 22 т, седельные тягачи МАЗ-74101, -74103 (нагрузка на седло 27 т, грузоподъёмность автопоезда 52 т), балластный тягач МАЗ-7311. Все грузовики этой серии имели двигатели мощностью 650 л.с. Тягач МАЗ-74101 имел дополнительную кабину. С появлением модифицированного ракетного комплекса «Пионер-УТТХ» (SS-20 mod.1 Saber по классификатору НАТО) был выпущен МАЗ-547В (1974 г.). Этот тип ракетных комплексов простоял на вооружении РВСН полтора десятилетия и был уничтожен по договору ОСВ-2. Заводчане время тоже зря не теряли, выявляли недостатки, внедряли новые разработки. Когда появились более мощные мобильные комплексы «Тополь» (SS-25 Sickle по классификатору НАТО) и «Тополь-М» (SS-27 Sickle В по классификатору НАТО), к ним уже было готово семиосное шасси МАЗ-7912 (14х12) под ракету «Тополь», а чуть позже восьмиосное полноприводное колесное шасси ¬МАЗ-79221 под ракету «Тополь-М».
13.
14.
7 февраля 1991 года пpедпpиятие пoлучилo самocтoятельнocть. Государственное предприятие ОАО «МЗКТ» вошло в подчинении Государственного военно-промышленного комитета Республики Беларусь. Минский завод колёсных тягачей был создан, не буду оригинальным, на базе производства колёсной техники специального назначения МАЗа - РК «Тополь-М», ЗРК «Печора», С-300П. Тогда же, в связи нуждами на гражданском рынке, завод освоил на базе военных шасси гражданские машины: многоосные тягачи, самосвалы, шасси для кранов и прочей спецтехники, получившие собственную торговую марку «Волат» («Volat»).
15.
В марте 1999 года, спустя 40 лет после сборки первого колесного тягача, с конвейера завода сошла 20-тысячная машина. Примечательным является тот факт, что юбилейным оказался тягач МЗКТ-543, первый образец которого был собран еще в 1962 году.
16.
17.
В 2007 году на заводе был спроектирован и изготовлен первый опытный образец шасси корпусного типа МЗКТ-6922. Эта была принципиально новая разработка, которая на ура пошла для отечественных зенитно-ракетных комплексов малой и средней дальности «Тор», «Бук», «Оса» и т.д. Сейчас нашим военным очень нравиться и свежесобраннное шасси МЗКТ-7930 (8x8). Именно на данной колесной базе размещаются: ОТРК «Искандер-М» и «Искандер-Э», ЗРК С-400, ПБРК «Бастион», «Бал-Э», «Клаб-М», РСЗО 9К512 «Ураган-1М» транспортно-заряжающие машины, антенные посты, машины инженерного обеспечения. и др. Также на шасси МЗКТ-7930 был смонтирован и первый опытный образец ЗРК С-500 «Прометей». Для справки. Опытный образец специального колесного шасси 7930 был изготовлен на Минском заводе колесных тягачей в 1990 году. Серийное производство начали в 1998 году. В 2016 году было выпущено 1.000-ое колесное шасси МЗКТ-7930. На вооружении российской армии оно было принято в первых числах февраля 2003 года.
18.
19.
20.
Сегодня ОАО «МЗКТ», как продвигает свои серийные разработки, так и создаёт уникальную технику по хотелкам клиентов, при этом готов внедрять в свои машины, как белорусские и российские комплектующие, так и зарубежные аналоги. 100% акций предприятия принадлежит государству.
21.
В наcтoящее вpемя пpедпpиятие пpoизвoдит пpoдукцию пo четыpем ocнoвным тoваpным напpавлениям (гражданская автотехника выпускается под маркой Volat) - пoлнoпpивoдные внедopoжные шаccи, автoмoбили и автoпoезда на иx базе (cедельные тягачи, тpубoвoзы, леcoвoзы, бopтoвые автoмoбили, cамocвалы); дopoжные автoмoбильные шаccи и автoтpанcпopтные cpедcтва на иx базе; шаccи cпециальнoгo назначения пoд мoнтаж oбopудoвания заказчика (автoкpаны, экcкаватopы и т. д.); пpицепная теxника.
22.
23. Линия сборки колёсных тягачей.
24.
В структуру предприятия входит 10 производственных цехов, 3 цеха вспомогательной деятельности, 25 функциональных управлений и 10 отделов. С 2015 года в структуру предприятия было введено автосборочное производство «Неман» (АСП «Неман»). Чтобы оценить масштаб, озвучу и такую цифру - протяжённость подземных дорог под цехами завода составляет около 15 км.
25.
Шасси МЗКТ-750002 для линейки коммерческих автомобилей с дизельным двигателем ЯМЗ-653-05, Ярославского моторного завода, мощностью 420 лошадиных сил. Для экспорта в страны дальнего зарубежья платформы комплектуют двигателями Paccar, Deutz и Caterpillar.
26.
Специальное шасси МЗКТ-7930 с колесной формулой 8х8. На этой подвижной колесной платформе размещается ракетный комплекс "Искандер-М", береговые ракетные комплексы "Бал" и "Бастион". Платформа оснащается двигателем мощностью 500 лошадиных сил и механической или автоматической коробкой передач.
27.
28.
29.
И этот трудяга от МЗКТ известен на весь мир - это уникальное восьмиосное 16×16 СКШ МЗКТ-79221, которое на сегодняшний день по своим техническим параметрам просто не имеет аналогов.
30.
31.
32.
На сборке полноприводный 8х8 седельный тягач МЗКТ-741351. В его состав входит: полуприцеп МЗКТ-999421 и прицеп МЗКТ-837211. Грузоподъемность - 140 тонн, а полная масса может достигать до 210 тонн. Автопоезд может перевозить по бездорожью и зыбким пескам до боевых машин до 20 тонн или танки массой 60 тонн каждый (два танка + бмп). 42-метровый танковоз имеет 6-цилиндровый турбодизель Caterpillar C18 мощностью 812 лошадиных сил. Это пока это самый мощный тягач в линейке завода. Первый такой тягач был собран в 2016 году по заказу ОАЭ. Скорее всего и этот пойдёт на Ближний Восток.
33.
34.
35.
36.
37.
38. «Volat» - в переводе с белорусского Волат - «Богатырь»).
39.
На заводе работает более 5 000 человек, а средний возраст сотрудников составляет 40 лет. По секрету, поделюсь и сколько они зарабатывают, средняя зарплата на заводе равна 400 $.
40.
41.
42.
43.
44. Седельный тягач на платформе МЗКТ-741500.
45.
Важный момент и хороший пример дружбы между нашими странами, порядка 70% необходимых для производства комплектующих поступает из России, в свою очередь свыше 85% техники МЗКТ поставляется российским заказчикам. При этом предприятие успешно развивает связи и со странами «дальнего зарубежья», например, в Китае создано совместное предприятие Sanjian-Volat, собирающее грузовые автомобили из машинокомплектов завода, которые потом поставляет в Турцию, ОАЭ, Египет и другие страны.
46.
47.
Мобильное бронированное транспортное средство КАЙМАН. Оно появилось благодаря модернизации советского БРДМ-2. Назначение - для участия в разведывательных и диверсионных операциях, проведения миротворческих и милицейских операций, патрулирования и сопровождения колонн, ведения действий в условиях чрезвычайных ситуаций.
48.
49. Бронеавтомобиль МЗКТ-490100 (V-1), разработанный по заданию Министерства обороны Республики Беларусь, для нужд МВД и ССО.
50. Лёгкобронированный автомобиль МЗКТ-490100-011 с боевым функциональным модулем.
51. Корпусное шасси МЗКТ- 6922, предназначенное для систем ПВО малого и среднего радиуса действия: «Тор-М2», «Бук-М2» и «Бук-М3».
52. Бортовой автомобиль МЗКТ–500200 с облегченной модернизированной кабиной.
Седельный тягач МЗКТ-742960 с колёсной формулой 8х8. На нём установлен двигатель: V8 Deutz BF 8M1015C, 544 л.с., 2300 Нм. Автомат: ALLISON 4500. Грузоподъёмность: 56 тонн.
53.
54. Шасси МЗКТ-65273-020 со смонтированным на нём РЛС «Восток-3D».
Полноприводный седельный тягач МЗКТ-750440-010 (8×8). Он предназначен для коммерческого использования и способен в составе автопоезда транспортировать грузы максимальной массой до 90 т. Оснащен 12,9-литровым 6-цилиндровым рядным двигателем PACCAR MX340 стандарта Евро-5 мощностью 462 л.с. (340 кВт) и максимальным крутящим моментом 2300 Нм, работающим в связке с механической коробкой передач Fast Gear 16JSD240TA (16 передач вперед и 2 назад).
55.
Полноприводное шасси МЗКТ-750001 с колесной формулой 10х10 и двигателем Евро-5, которое предназначенно под монтаж кранового оборудования грузоподъемностью до 100 тонн.
56.
57. Один из автобусов линейки Нёман.
58. Большое спасибо ОАО «Минский завод колёсных тягачей» за тёплый приём и интересную экскурсию по заводу!
ПРОМЫШЛЕННОСТЬ И СОЦИАЛКА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ:
ЕЩЁ ИЗ НАШИХ ПОЕЗДОК В РЕСПУБЛИКУ БЕЛАРУСЬ:
Большое спасибо Администрации Президента Республики Беларусь, Посольству Республики Беларусь в РФ и Национальному пресс-центру Республики Беларусь за организацию таких интересных и познавательных поездок!
Р. S. Уважаемые собственники и акционеры, представители пресс-служб компаний, отделы маркетинга и другие заинтересованные лица, если на Вашем предприятие есть, что показать - "Как это делается и почему именно так!", смело приглашайте в гости. Для этого пишите мне сюда: akciirosta@yandex.ru Берите пример с лидеров!
На данный момент я уже лично посетил более 450 предприятий, а вот и ссылки на все мои промрепортажи:
Почему наша промышленность самая лучшая в мире: http://zavodfoto.livejournal.com/4701859.html
#ГдепромышленностьтамЯ #Промблогер1 #СделановБеларуси #РеспубликаБеларусь
Journal information