?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Оригинал взят у kazagrandy в "Волга" ГАЗ -31029.


Юбилейный трехмиллионный автомобиль "Волга" на площадке возле главного здания МГУ им. М.В. Ломоносова.
1995 год.

На протяжении многих лет автомобиль "Волга" ГАЗ-24 - частный и служебный - был своеобразным
символом успеха, достатка, статуса владельца и признания его заслуг перед обществом.
В постсоветский период "реинкарнацией" популярной "двадцать четвертой" стала "Волга" ГАЗ-31029, ориентированная уже на общедоступный потребительский рынок.
В конце 80-х годов Горьковский автомобильный завод выпускал два варианта "Волги":
это были "рабочие лошадки" семейства ГАЗ-24-10 и престижные "директорские" ГАЗ-3102.
К этому времени кузовные штампы для "Волги" ГАЗ-24-10 прошли около миллиона циклов и износились настолько, что пора было подумать об их замене.
Между тем кузовные штампы для ГАЗ-3102, выпускавшейся в меньших объемах, были в прекрасном состоянии. Поэтому решение перейти на массовый выпуск более свежей модели ГАЗ-3102 взамен ГАЗ-24-10 выглядело вполне логичным.
У "директорской" "Волги" достаточно было бы слегка "подправить" внешность путем замены бамперов, решетки радиатора и светотехники (при сохранении основных кузовных деталей).
Но тут в дело вмешалось высшее партийное руководство — чиновников не устраивал даже такой компромиссный вариант.





Поскольку "Волга" ГАЗ-3102 в качестве служебного автомобиля уже прочно заняла свое место в
"табели о рангах", тиражировать эту статусную модель для такси и частников, пусть даже с чуть измененной внешностью, сочли недопустимым. Еще одним существенным препятствием для массового производства ГАЗ-3102 стал инновационный форкамерно-факельный двигатель ЗМЗ-4022.10,
которым штатно комплектовались эти машины.
Работы над двигателями с форкамерным зажиганием велись на Горьковском автозаводе с 50-х годов,
поэтому конструкцию ЗМЗ-4022.10 нельзя назвать сырой: экономичный агрегате высокими экологическими показателями был рекомендован к производству и выпускался серийно. Однако у него был и целый ряд недостатков.
Прежде всего, это напряженный температурный режим: несмотря на увеличенную емкость радиатора, в тяжелых дорожных условиях двигатель часто перегревался.
Кроме того, в эксплуатации он вел себя капризно,требовал квалифицированного обслуживания, ремонта и регулировки. Много хлопот было и с трехкамерным карбюратором К-156: его регулировка и обслуживание тоже были достаточно сложными и трудоемкими. Поэтому советские водители, не избалованные фирменным сервисом, недолюбливали форкамерно-факельный ЗМЗ-4022.10, предпочитая ему старый, традиционный, зато проверенный ЗМЗ-402.10, унаследовавший от ветерана ЗМЗ-24 его лучшие качества — простоту,
надежность и ремонтопригодность.
Именно ЗМЗ-402.10 (наряду с дефорсированным ЗМЗ-4021.10, рассчитанным на бензин А-76) устанавливался на ГАЗ-24-10 и его модификации.
Он был хорошо знаком и механикам автопредприятий, и гаражным умельцам.
Готового автомобиля, способного быстро заменить ГАЗ-24-10 в массовом производстве,
на Горьковском автозаводе в тот момент не было. От безысходности рассматривали даже возможность заказать комплект новых кузовных штампов, однако это требовало существенных материальных затрат, которые вряд ли одобрили бы в министерстве. К тому же «Волга» ГАЗ-24-10 за время своего производства заметно устарела — и конструктивно, и сточки зрения дизайна, и по нормам безопасности. Во всем мире автомобильный дизайн делал очередной «крутой поворот». Рубленые линии сменялись мягким силуэтом, прямоугольные фары все чаще уступали место блок-фарам с более плавными обводами и интегрированными указателями поворотов. Блоки задних фонарей комплектовались противотуманными фонарями и большими светоотражающими катафотами. На место хромированных бамперов с «клыками» устанавливали травмобезо-пасные пластиковые. Необходимо было найти «бюджетное» решение и «малой кровью» обновить ГАЗ-24-10. И решение было найдено: перед группой инженеров, разработавших в свое время ГАЗ-3102, поставили непростую задачу — из узлов и агрегатов ГАЗ-24-10 при максимальном использовании кузовных деталей ГАЗ-3102 создать машину, визуально отличающуюся от «директорской» «Волги». Одним словом, скрестить "коня и трепетную лань"...



ГАЗ-31029 с хромированными колпаками колес от "номеклатурной" "Волги" ГАЗ-3102.

Над новым образом старой «Волги» работали ведущий конструктор Г.А.Стрельников, конструкторы
В.Б. Реутов, В.А. Доброхотов, В.А. Китаев и др.
От ГАЗ-3102 решено было оставить основные кузовные панели, двери и заднюю часть
(за исключением пола багажника). Конструкторы понимали, что массовый автомобиль обязательно
"обрастет" множеством традиционных модификаций, поэтому предусмотрительно (в целях унификации с универсалами и газобаллонными версиями) распластали под полом багажника бензобак, вытеснив
оттуда нишу для запасного колеса и выровняв пол багажника.
Переднюю часть автомобиля — капот, крылья, облицовку — сделали оригинальной, вписав
прямоугольные фары с "пристегнутыми" указателями поворотов, унифицированные с оптикой проходившей испытания "Газели".
Фары отвечали последним требованиям безопасности: они имели галогенные лампы, встроенные габаритные огни и вертикальную регулировку пучка света из салона, позволяющую при загрузке автомобиля опустить фары, чтобы не ослепить водителя встречной машины. На новых пластмассовых травмобезопасных бамперах предусмотрели места для установки противотуманных фар: они переместились под бампер — заметно
ниже фар головного света.
Установка противотуманных фар почти на одном уровне с фарами головного света, как на ГАЗ-24-10,
лишена практического смысла: фары головного света делают туман непрозрачным, как молоко,
а противотуманные фары должны освещать дорогу под полосой тумана.
В начале 1992 года Горьковский автозавод перешел на выпуск ГАЗ-31029 — такой индекс присвоили
новой "Волге".



Серийный ГАЗ-31029.

Выглядела модель довольно необычно:она потеряла элегантную строгость ГАЗ-3102 и стремительность
линий ГАЗ-24 — недаром ей сразу дали прозвище "козлобык".
Конструкторы объясняли такой дизайн жесткими рамками технического задания.
С одной стороны, "Волга" не должна была "перерасти" европейский класс "Е"
(автомобили длиной не более 4,9 м по классификации Европейской экономической комиссии), ведь
следующий класс "Г" — это уже престижные машины представительского класса, с которыми "Волге"
трудно было бы бороться за кошельки избалованных европейских потребителей.
С другой стороны, спецслужбы настаивали на том, чтобы была возможность установить на стандартную "Волгу" двигатель для своих неприметных с виду "догонялок" — V-образную "восьмерку" от "Чайки". Достоверных данных, что «догонялки» на базе «31029» действительно выпускались, нет, хотя в производственной программе завода эта модель присутствует под индексом ГАЗ-31016.
В характеристиках указано: 1992 год, колесная формула 4x2, двигатель карбюраторный V8, объем 5,53 л, мощность 195 л. с. Но скорее всего спецслужбы успешно обходились "догонялками" на базе "3102"
с двигателем ГАЗ-3105, и аналогичные машины на базе ГАЗ-31029 им просто были не нужны.
Несмотря на то что "Волга" с обновленной внешностью конструктивно оставалась все той же привычной "двадцать четвертой", работы по ее модернизации не прекращались.
С 1994 года часть машин стала оснащаться новым современным 1б-клапанным двигателем ЗМЗ-4062.10 мощностью 150 л. с. с распределенным впрыском топлива и микропроцессорной системой управления.
Со временем мощность понизили до 131 л. с. для повышения надежности.
На некоторых машинах была опробована и в конце концов прижилась пятиступенчатая коробка передач.
Часть автомобилей оснащали задними мостами с неразъемным картером, который постепенно вытеснил устаревший "разрезной" мост ГАЗ-24: в случае ремонта или замены деталей моста было очень сложно регулировать зацепление главной передачи.
В 1996 году ГАЗ-31029 получил новые 15-дюймовые колеса с оригинальными колпаками. Теперь модель оснащалась передними дисковыми тормозами с плавающей скобой, разработанными совместно с фирмой Lukas. Дисковые тормоза устанавливали сначала лишь на часть выпускаемых машин, но в итоге они вытеснили низкоэффективные барабанные.
С того же 1996 года автомобили стали постепенно комплектовать салоном, разработанным для
новой "Волги" ГАЗ-3110.
Некоторые экземпляры оснащалась каталитическим нейтрализатором отработавших газов, по заказу ставили гидроусилитель рулевого управления.
Многие из этих решений внедрялись параллельно и на "директорской" ГАЗ-3102.
Таким образом, в ходе серийного производства обе «Волги» постоянно улучшались.
Проектировали ГАЗ-31029 в одном государстве, а массовым производством занялись уже в совсем другом.
С распадом Советского Союза перестала существовать и плановая экономика.
В 1993 году, в условиях свободного рынка, уже никто не диктовал заводу, что и в каких объемах выпускать, кому и как продавать свою продукцию. К счастью для Горьковского автозавода, обнаружилось, что на автомобиль большого класса, каким была "Волга", стоимостью около 3 тыс. долларов США есть огромный спрос на внутреннем рынке.
Наконец-то частники, всю жизнь мечтавшие о "Волге", получили возможность купить ее без записи и очередей длиной в несколько лет.
К тому же во время гиперинфляции рубли быстро обесценивались, и многие старались поскорее их потратить.
Машины не застаивались на складах, и огромное пространство площадки готовой продукции,
расположенной вдоль заводских корпусов, быстро очистилось от легковых автомобилей.
Площадка оказалась занятой среднетоннажными грузовиками ГАЗ-3307, которые хотя и были обновлены
и заметно осовременены (относительно предшественника ГАЗ-53), но, как оказалось, не были
нужны стране в тех количествах, на которые неповоротливая плановая экономика ориентировала завод. Дилеров по старой, еще советской привычке заставляли брать грузовики ГАЗ-3307 "в нагрузку" к "Волгам". Часто легковые модели даже не доходили до дилеров, их перехватывали чуть ли не у проходной завода.
Цех сборки легковых автомобилей перевели на трехсменную круглосуточную работу.
Такого подъема производства на заводе не было за все время его существования.
Годовая программа выпуска "Волги" была почти удвоена — с 69 тысяч машин в 1992 году до 124 тысяч
в 1996-м.
Впервые объем выпуска легковых автомобилей превысил объем выпуска грузовиков. Именно поэтому большинство запланированных модификаций, не дотянули до конвейера, ведь все мощности завода
были брошены на удовлетворение ажиотажного спроса на базовый седан.
"Волги" традиционно пользовались спросом как у государственных структур, так и у нарождающихся коммерческих.
ГАЗ-31029 был дешевле и "демократичней", чем ГАЗ-3102, который проходил более строгий контроль ОТК, комплектовался "мягкой" приборной панелью и омывателем фар.
В "директорской" "Волге" была шумоизоляция капота, а салон отделывался более дорогими и качественным
материалами. Салон ГАЗ-31029 выглядел проще — по сути это был салон ГАЗ-24-10.
Однако под заказ даже на ГАЗ-31029 могли поставить начинку от более дорогой "3102",
а сторонние фирмы даже предлагали "Волги", оснащенные двигателями Тоyota и Rover,
автоматической коробкой передач, дополнительной шумоизоляцией,кондиционером и телевизором.
На базе ГАЗ-31029 делали даже удлиненные лимузины.
Цена на такие машины зачастую многократно превышала их первоначальную стоимость, но спрос
до поры до времени был обеспечен: то и дело предпринимались попытки пересадить всех чиновников
на отечественные автомобили, или сами чиновники выбирали наши машины, чтобы казаться "демократичнее"
в глазах избирателей и коллег.
"Волга" не так раздражала электорат, как "Мерседес", хотя после серьезного апгрейда могла стоить не меньше.
12 апреля 1995 года на Горьковском автозаводе был собран трехмиллионный легковой автомобиль. Конечно, это была "Волга" ГАЗ-31029.
В этот период практически во всех отраслях экономики наблюдалось резкое падение качества продукции.
На Горьковском автозаводе тоже заметно снизилось и качество комплектующих, и качество сборки.
Отчасти это объяснялось ажиотажным спросом — зачем стараться, если и так с руками оторвут?
С другой стороны, темп производства вырос настолько, что просто некогда было обращать внимания
на "мелочи".
Если в процессе конвейерной сборки радиатор не вставал на место, сборщик, недолго думая, забивал
его ногой.
Кузова одно время даже не грунтовали — красили прямо по металлу. Неудивительно, что такие "Волги" гнили гораздо быстрее и уже через три-четыре года эксплуатации требовали дорогостоящего кузовного ремонта.
Много претензий было к комплектации салонов. Часто с конвейера сходили машины с новой панелью
"3110" и старыми дверными картами, или, наоборот, цвет пластика панели не соответствовал
цвету дверных карт, то есть машины комплектовали по принципу "слепили из того, что было".
«Волга» ГАЗ-31029 была переходной моделью. Она продержалась на конвейере всего пять лет и уже в
1997 году была заменена новой версией — ГАЗ-3110, которая, по сути, стала очередным вариантом все
той же "рыночно-демократичной" "Волги".
Даже сами создатели признавали, что конструкция не была ни революционной, ни выдающейся.
Но любые революционные, инновационные решения требуют огромных затрат, к тому же неизвестно, как примет новую модель потребитель — будет ли он готов выложить за нее те деньги, которые просит производитель.
Мы знаем много примеров, когда новые, конкурентоспособные модели не пошли в массовое производство только потому, что их цена приближалась к цене иномарок, а то и превышала ее, а качество оставалось весьма далеким от качества аналогичных импортных машин.
Сборка или копирование зарубежных моделей тоже не всегда оказывается рентабельным.
Поэтому значение "Волги" ГАЗ-31029 нельзя недооценивать.



Во-первых, именно эта модель показала верность выбранной стратегии, направленной на постепенную модернизацию и внедрение узлов и агрегатов без остановки производства (по мере готовности).
Во-вторых, прибыль, полученная от продажи "Волги" ГАЗ-31029 позволила заводу продержаться на плаву
в сложные времена, когда на других отечественных предприятиях отмечался резкий спад производства,
а также разработать и наладить выпуск семейства малотоннажных грузовиков "Газель", которые и дальше "кормили" завод. Времена, когда средства заводу выделялись "сверху" ушли безвозвратно, поэтому ГАЗу приходилось рассчитывать только на себя, на свои внутренние ресурсы.
В начале 90-х годов уже никто не дал бы заводу денег для постановки на конвейер принципиально новой модели легкового автомобиля, а своих средств у предприятия просто не было.
"Волга" ГАЗ-31029 стала для Горьковского автозавода своеобразной палочкой-выручалочкой.
Да, это была все та же хорошо знакомая всем "Волга" (хотя и в новом "платье"), имевшая достаточно поклонников, которые не собирались менять ее на автомобиль другой марки.
Но благодаря более современному дизайну заметно вырос интерес к проверенной годами конструкции.
Кроме того, постоянные модернизации постепенно приучили потребителя к появлению новых технических решений: у него появился выбор между "проверенным" и "прогрессивным".
Со временем спрос на "Волгу" начал падать: причина — в морально устаревшей конструкции автомобиля
и снижении качества продукции.
Однако "рабочие лошадки" на платформе ГАЗ-31029 продолжали тянуть лямку в разных организациях, постепенно меняя своих предшественниц на базе ГАЗ-24; универсалы по-прежнему радовали хозяев своей вместимостью, а седаны — просторным салоном.
Последний сошедший с конвейера экземпляр традиционно занял место в заводском музее.

.

promo zavodfoto february 4, 2025 21:18 54
Buy for 100 tokens
ПРОДАЮТСЯ ДОМЕНЫ - ГОРОДА РОССИИ: В ЗОНЕ RU (11): http://buynaksk.ru/ (Республика Дагестан, город Буйнакск) http://ertil.ru/ (Воронежская область, город Эртиль) http://kharovsk.ru/ (Вологодская область, город Харовск) http://laishevo.ru/ (Республика Татарстан, город Лаишево)…
КАТАЛОГ ЖУРНАЛА:

Заводфото.jpg

2.jpg

3.jpg

ГЭС 2.jpg

Вим.jpg

4.jpg

5.jpg

История России в лицах.jpg

9.jpg

6.jpg

11.jpg

12.jpg

10.jpg

Пермский край.jpg





Rambler's Top100


Яндекс.Метрика

Latest Month

October 2019
S M T W T F S
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  
Powered by LiveJournal.com