zavodfoto (zavodfoto) wrote,
zavodfoto
zavodfoto

Categories:

Из истории русского комбайна

Сегодня в сельском хозяйстве используется самая разнообразная техника, каких только комбайнов и всяких других машин и устройств мир не придумал. Теперь есть проблема с выбором, какие брать и почему именно эти, но также было не всегда. Если окунуться в историю, то раньше на полях только созревали хлеба, и сельчане большой толпой вручную жали колосья, затем их укладывали в копны, молотили и т.д. Потом стали появляться всяческие жатки-лобогрейки, жатки-самосборки, жатки-сноповязалки, которые и стали прототипами будущих первых комбайнов. Сегодня я предлагаю вам вкратце вспомнить историю комбайностроения в нашей стране, ведь нам было и есть, чем гордиться и на этом фронте. А поможет нам в этом деле небольшой музей под почти открытым небом на заводе «Ростсельмаш».




Родиной современного зерноуборочного комбайна принято считать США. Именно там в 1828 году С. Лейн (S. Lane) заявил первый патент на сложную комбинированную уборочную машину, которая одновременно срезала хлеб, обмолачивала его и очищала зерно от шелухи. Хотя, если честно, эта машина не была построена. Первым же доведённым до ума комбайном можно считать изобретенный Э. Бригсом и Э.Д. Карпентером (Е. Briggs и E.G. Carpenter) в 1836 году. Этот комбайн был смонтирован подобно повозке на 4-колёсном ходу. Вращение молотильного барабана и привод в действие режущего аппарата осуществлялись передачей от двух задних колес. В том же 1836 году, несколько позднее, два изобретателя Х. Мур и Д. Хаскалл (Н. Moore и J. Hascall) получили патент на машину, которая по основным принципам рабочих процессов приближалась к конструкции комбайна современного типа. В 1854 году этот комбайн работал в Калифорнии и убрал 600 акров (около 240 га). Далее в 1875 году в Калифорнии свой комбайн представил Д. Петерсон (D. С. Peterson). В 1890 году заводским изготовлением комбайнов занимались уже 6 фирм, которые выпускали комбайны для продажи. Все калифорнийские комбайны выполнялись, главным образом, из дерева, имели большой захват режущего аппарата. Передвижение комбайна по полю осуществлялось, в основном, лошадьми и мулами, которых требовалось до 40 голов, рабочие органы приводились в движение с помощью передач, от ходовых колес, а с 1889 - от специальной паровой машины. Все это приводило к чрезмерной громоздкости комбайнов, и их вес иногда доходил до 15 тонн. Но и это всё не помешало, чтоб к концу 1880-х годов на Тихоокеанском побережье США уже работало около 600 комбайнов…

2. Первая продукция завода Ростсельмаш
0_1ac454_244e45ed_orig

Как мы не стали родиной комбайна. Известен вот такой факт, что 4 января 1869 года "Земледельческая газета" писала: "Департамент земледелия и сельской промышленности объявляет, что в оный 18 декабря 1868 года поступило прошение ученого управителя Андрея Романовича Власенко о выдаче ему 10-летней привилегии на изобретенную им машину под названием "Конная зерноуборка на корню"… Она была способна выполнить работу двух машин жнейки и молотилки. Между прочим, по сравнению с ручным трудом, она в 20 раз была эффективней, а по сравнению с самой совершенной тогда машиной американской жнейкой "Мак-Кормик" в 8 раз. Однако наш министр земледелия (балбес) запретил выпуск российской "жнеи-молотилки". Причину нашёл быстро, чиновники это умеют. Мол, изготовление такой умной машины не посильно нашим заводам. Власенко удалось своими силами собрать лишь две опытные такие машины, которые ещё долго и успешно работали в имениях Бежецкого уезда Тверской губернии. Но если наши на этом проекте поставили крест, в Америке эта тема активно продвигалась. Так в 1879 году в американской прессе появились первые сообщения о калифорнийской чудо "жнее-молотилке", названной "комбайном". Правда, по мнению современников, он очень уж был похож на машину Власенко, только в отличие от нашей приводился в движение 24 мулами при 7 работниках…

3. Косилка конная (1929-1941 гг.)
0_1ac457_320c5932_orig

В Россию первый комбайн был завезён фирмой Holt в 1913 году на Киевскую сельскохозяйственную выставку. Это была деревянная конструкция на одноленточном гусеничном ходу с 14-футовым (4,27 м) захватом режущего аппарата и бензиновым мотором для одновременного приведения в действие механизмов и передвижения самой машины. Комбайн испытывался на Акимовской машиноиспытательной станции, и, знаете, дал относительно хорошие показатели работы. Но, к счастью, применения в условиях сельского хозяйства России не нашёл, помешала первая мировая война.

В итоге вплоть до Первой мировой войны, да, что скрывать, и после революции, большая часть всех потребляемых в нашей стране сельхозмашин ввозилась из-за границы. Или просто наши сельчане работали на полях по старинке, ручками. Например, на 1928 год, уборка зерновых на Дону на 34% выполнялась косами и серпами, на 66% конными жатками, в других регионах картина была ещё хуже, надо было что-то экстренно предпринимать.

4. Грабли конные (1956-1958 гг).
0_1ac455_1d1a5aca_orig

В 1930 году запорожский завод «Коммунар» выпустил первые 347 отечественных комбайнов с одноименным названием. Они были сделаны по лекалам американского комбайна «Холт-Катерпиллер». На колхозных полях, хотя и на буксире за трактором, такие комбайны заменили сотни крестьян. В деле были надёжны и производительны, конечно, по тем временам. Одна такая машина могла убирать более двух гектаров в час, плюс молотить и сортировать зерно. Управляли этой техникой три человека. Его технические характеристики: ширина - 4,6 метра, емкость бункера - 1,8 м3. На «Коммунар» ставился бензиновый двигатель автомобильного типа ГАЗ, приспособленный для работы на комбайнах НАТИ и носящий название ФОРД-НАТИ, мощностью 28 л.с. Чаще всего работал в паре с маломощными тракторами СХТЗ 15/30 и «Универсал».

5. Трактор СХТЗ-15/30 и комбайн Коммунар, СССР, 1934


21 июля 1929 года заработали первые пять цехов легендарного завода Ростсельмаш из 18 запланированных, началось производство крестьянских ходов, поперечных граблей, тракторных плугов и сеялок. А уже 30 июня 1930 года был выпущен первый их комбайн «Колхоз».

6.


7.
.

8.


Чуть позже, летом 1931 года в опытной мастерской строящегося цеха комбайнов завода «Ростсельмаш» завершилась сборка двух комбайнов «Сталинец». На полях совхоза «Хуторок» Краснодарского края комбайны проходили свои первые испытания вместе с комбайнами американских марок «Оливер», «Холт» и «Катерпиллер». По итогам наши Сталинцы показали лучшие результаты в работе. В отличие от зарубежных комбайнов они могли убирать не только хлеб, но и подсолнечник, кукурузу и просо. Всё эти мероприятия привели к тому, что в мае 1932 года на поля СССР был отправлен первый эшелон комбайнов «Сталинец-1», а уже 14 июня 1940 года был собран 50-тысячный комбайн этой серии.

9. Первый зерноуборочный комбайн "Сталинец-1"
0_1ac459_abcc3d89_orig

Почему именно Сталинец? Да, конечно же, хотели угодить вождю, но и было за что. Ведь именно товарищ Сталин был ярким сторонником развития нашего сельского хозяйства, он искренне верил в колхозное дело, которое должно было в разы увеличить урожайность, а это в свою очередь помогло бы сильно нарастить экспорт зерна. Стране нужна была валюта, нужно было поднимать промышленность. Только один пример. В 1913 году Россия вывозила около 10 миллионов тонн хлеба, то в 1925-1926-м - лишь 2 миллиона. Поэтому обязательно нужно было наладить своё производство комбайнов. И он за эту тему всячески топил :).

10. Комбайны "Сталинец-1" с тракторами С-60


Интересный факт. В 1937 году комбайн «Сталинец-1» был отправлен на Всемирную промышленную выставку в Париже, где и получил высшую награду - диплом «Grand Prix». По меркам того времени рабочие параметры комбайна удивляли даже видавших виды знатоков. Ширина жатки у него была 6,7 м, мощность 40 л.с., пропускная способность 2,15 кг/сек, емкость бункера 2,18 кубометра. Обслуживали агрегат пять человек. Уже 14 июня 1940 года был собран 50-тысячный комбайн «Сталинец-1».

11. Данную реликвию разыскали в совхозе "Павловский" Краснодарского края в конце 50-х годов, отмыли, навели марафет, теперь каждый может прикоснуться к истории.
0_1ac45b_3fc5dd7f_orig

12. Прицепной зерноуборочный комбайн «Сталинец-6» (1947-1954 гг). Его нашли в совхозе "Кагальницкий" Ростовской области. Кстати, в 1978 году, когда снимался фильм "Вкус хлеба" его даже завели, и он поехал и поработал. Так что здесь в коллекции не только трудяги, но и настоящие кинозвёзды.


Этот комбайн впервые был выпущен в 1947 году на заводе «Ростсельмаш» и стал первым комбайном после Великой Отечественной войны. «Сталинец-6» предназначался для уборки зерновых колосовых культур, одновременно выполнял срезание хлеба, обмолот его, очистку зерна, а также сбор соломы и половы. Из себя он представлял усовершенствованную конструкцию комбайна «Сталинец-1». Как и предшественник, «Сталинец-6» без трактора двигаться не мог. Работал на малых скоростях. Из-за большого веса и наличия двух двигателей - на комбайне и на тракторе - на уборочной много расходовали горючего. Управляли такими агрегатами три человека: тракторист, штурвальный и комбайнер. И всё-таки именно он широко применялся при освоении Целины. Комбайн выпускался с 1947 по 1958 год. Всего было произведено 161 295 штук.

13. Уборка зерновых. Комбайн «Сталинец-6» в поле


Да, были и другие герои того времени. Так в конце 1931 года в Саратове был открыт завод комбайностроения «Саркомбайн». Он начал выпускать СЗК - такой же конструкции, что и «Коммунар». С 1932-го по 1937 год с конвейера сошло их 39 000 штук.

В 1936-м люберецкий завод начал делать комбайны СКАГ-5А (северный комбайн Анвельта-Григорьева 5-й модели) с шириной захвата в 2,5 метра. Эта прицепная безмоторная техника работала на небольших площадях, где много осадков и низкая температура. Справлялся СКАГ и с уборкой гороха, вики. Их комбайны использовали в северо-западных районах СССР, Сибири, Средней Азии, отправляли на экспорт. В 1937 году они получили диплом Парижской выставки. Всего с конвейера сошло семь тысяч таких машин. В 1941 году началась Великая Отечественная война и СКАГ-5А перестали производить…

Благодаря собственному производству, уже к 1935 году зерновые совхозы убирали комбайнами 97,1 % площадей. Так, в уборочную кампанию 1937 года в СССР было уже около 120 тысяч комбайнов, собравших 39,2 % зерновых колосовых, обеспечив тем самым значительное снижение потерь при уборке, которое достигало 25 % при использовании лобогреек.

Чего скрывать, очень плотно работали над созданием и более совершенного «Сталинца». Им стал первый советский самоходный комбайн С-4 («Сталинец-4»). Он в себя взял лучшее от комбайнов «Сталинец-1» и «Коммунар». Кстати, конструкторы в 1946 году получили даже Сталинскую премию I степени, за это уже через год эти комбайны начали массово выпускать. Данная модель могла по полю перемещаться уже самостоятельно, без трактора. На комбайнах С-4 устанавливали двигатели ЗИС-5 мощностью более 50 «лошадок» с регулятором оборотов и усиленным охлаждением воды и масла. Производительность комбайна при средних условиях составляла 2 гектара в час, а рабочая скорость - от 2 до 8 километров в час. Их вес - около 3,5 тонны. Самоходный С-4 выпускал Красноярский комбайновый завод, Тульский комбайновый завод, завод «Сызраньсельмаш». С 1947-го по 1955 год его делали под маркой «Сталинец-4», а с 1955-го по 1958-й - «Сталинец-4М». Кстати, в 1963 году «СК-4» был признан лучшим в мире и удостоен высших наград Лейпцигской международной торговой ярмарки (диплом 1 степени), международных выставок-ярмарок в Брно (золотая медаль) и в Будапеште (серебряный кубок).

14. Зерноуборочный комбайн "Сталинец-6" с трактором СХТЗ


А это уже Прицепной моторный комбайн РСМ-8. По сути, это последний прицепной комбайн в СССР. Комбайн стал преемником марки «Сталинец-6» и имел большой захват жатки, большую пропускную способность молотилки. Штифтовой барабан был заменен бильным. Эти усовершенствования делали его более производительным. Впервые он появился на свет на заводе «Ростсельмаш» в 1956 году и выпускался по начало 1958 года. Комбайн предназначался для уборки зерновых колосовых культур. Было изготовлено 49 923 таких машин. Его пропускная способность - 4 кг/с, двигатель бензиновый мощностью 52 л.с., бункер - 2,25 кубометра.

15.
0_1ac461_de317812_orig

16. Комбайн РСМ-8 и трактор ДТ-54


В 1958 ЦК КПСС и Совет Министров СССР приняли постановление о прекращении производства прицепных зерноуборочных комбайнов и об организации выпуска более производительных самоходных комбайнов. Их производство было доверено Ростсельмашу и Таганрогскому комбайновому заводу.

17. Самоходный зерноуборочный комбайн СК-3 (1958-1961 гг).


В свое время эта модель стала настоящим прорывом. Она была создана ГСКБ по самоходным зерновым комбайнам и машинам для уборки хлопка в городе Таганрог. Руководил проектом Ханаан Ильич Изаксон. Машина производилась с 1958 по 1964 год. Всего было создано 169 тысяч комбайнов. Это был первый советский комбайн, оборудованный гидравлическим усилением руля. СК-3 также был удостоен диплома Брюссельской выставки. Кроме Таганрогского завода они выпускались и на Ростсельмаше с 1958 по 1961 год. Кстати, выпускались следующие модификации: на полугусеничном (СКП-3) и гусеничном (СКГ-3) ходу, полугусеничный рисозерноуборочный комбайн (СКПР-3).

18.


19.


СК-4 (самоходный комбайн, 4-ая модель) - советский зерноуборочный комбайн, пришедший на смену СК-3, выпускавшийся Ростсельмашем и Таганрогским комбайновым заводом с 1962 по 1974 года. За его создание коллектив конструкторов был награждён Ленинской премией. В 1963 году комбайн был удостоен наград Лейпцигской международной торговой ярмарки, выставок-ярмарок в Брно и Будапеште. В 1969 году комбайн был модернизирован, получив название СК-4А. Дека СК-4А стала двухсекционной с увеличенным углом обхвата, отбойный битер был установлен в новое положение и увеличилась его окружная скорость, был поставлен более мощный двигатель, модернизированы рабочие органы. Выпуск СК-4А был прекращён в 1973 году. Всего было выпущено 855 589 штук СК-4 и СК-4А. Выпускались и другие модификации: на полугусеничном (СКП-4 и СКПР-4) и гусеничном ходу (СКГ-4), навесной комбайн НК-4.

20. Самоходный зерноуборочный комбайн СК-4
0_1ac45f_dc22c277_orig

21. Комбайн СК-4 за работой, 1965 год.


Самоходный зерноуборочный комбайн СК-5 «Нива». В 1973 году завод Ростсельмаш осуществил переход на выпуск еще более новой модели комбайнов серии СК «Нива», представленной в нескольких модификациях: крутосклонная, рисоуборочная и др., предназначенные для работы в различных природных зонах, а также для уборки незерновых сельскохозяйственных культур.

22. Самоходный зерноуборочный комбайн СК-5 «Нива»
0_1ac463_928582b7_orig

Его разработкой руководил Изаксон Ханаан Ильич. Машина примечательна тем, что смогла стать визитной карточкой советского комбайностроения. Именно СК-5 «Нива» стала одной из самых массовых моделей в СССР. Всего «Нив» было выпущено более 1 млн 200 тысяч штук.

23.


24.


Комбайн СК-5 «Нива» выполнен по классической схеме с несущей молотилкой, навесной жаткой и навесным копнителем. Некоторые технические характеристики: Жатка ЖКН-6 - ширина захвата 4 м. Молотилка имеет один бильный барабан диаметром 600 мм, деку с углом охвата 128 градусов, отбойный битер, соломотряс с четырьмя клавишами, двухрешетчатую очистку с вентилятором, копнитель, снабжённый соломонабивателем. Двигатель - дизельный СМД-17К (СМД-18К) мощностью 100 л. с. или СМД-19К (СМД-20К) мощностью 120 л. с.

25.
0_1ac465_8f5f046_orig

А потом пришло время "Донов". Так Дон-1200 и Дон-1500 - это тоже самые настоящие легенды и, пожалуй, самые популярные комбайны на территории СНГ после распада Советского союза.

26.
0_1ac462_9e8ad11b_orig

Дон-1200 - зерноуборочный комбайн, выпускавшийся Ростсельмашем, разрабатывался как замена «Ниве», но долгое время производился с ней параллельно. Дон-1500  по конструкции схож с комбайном Дон-1200. Цифра в названии означает ширину молотильного барабана. Были модификации: ДОН-1500, ДОН-1500А, ДОН-1500Б, Дон-1500Н (для нечерноземной зоны), Дон-1500Р (рисоуборочный, гусеничный). Серийно Дон-1500 начал выпускаться с 1986 года, а с 2006 году ему на смену приходит серия комбайнов «Acros 530» и «Vector 410». История продолжается…

27.


28.


И сегодня главным комбайновым заводом страны и продолжателем былых производственных побед остаётся «Ростсельмаш». Правда, это уже не один завод, а целая сельскохозяйственная империя. Одной России им теперь уже мало. В состав Группы компаний Ростсельмаш на данный момент входят 13 предприятий, расположенных на 10 производственных площадках в 4 странах мира, которые выпускают технику под брендами ROSTSELMASH и VERSATILE.

29. Кормоуборочный комбайн RSM 1403


30. Кормоуборочный комбайн RSM 1401


31. Кормоуборочный комбайн RSM 1401


32. Зерноуборочный комбайн TORUM 780
0_1ac46c_38d15760_orig


33. Зерноуборочный комбайн RSM 161


Их продуктовая линейка сейчас включает не только комбайны, но и трактора, опрыскиватели, а также другое кормозаготовительное и зерноперерабатывающее оборудования и т.д. Всего более 150 моделей и модификаций 24 типов техники.

34. Самоходная косилка KSU 1


35.
0_1ac476_b99c9522_orig

36. Прицепной опрыскиватель RSM


37. Трактор Versatile 460


38. Трактор Versatile DeltaTrack 570 DT


39. Трактор Versatile 570 4WD
0_1ac46e_cf9ebadf_orig

40. Трактор RSM 2375 4WD


41. Кстати, теперь и у меня есть собственный комбайн - ACROS 550!


42. А вот, наверное, как-то так будут выглядеть комбайны будущего.
0_1ac525_d3d5a59f_orig

43. Большое спасибо Компании «Ростсельмаш» за организацию такой интересной и познавательной поездки! Продолжение следует...
0_1ac527_4d8b9461_orig (1)

Ещё из моей поездки на «Ростсельмаш»:

Ростовский Прессово-Раскройный Завод.jpg На таком заборе слово из трех букв уже не напишешь.jpg Музей Ростсельмаша.jpg Комбайновый завод «Ростсельмаш».jpg

Р. S. Уважаемые собственники и акционеры, представители пресс-служб компаний, отделы маркетинга и другие заинтересованные лица, если на Вашем предприятие есть, что показать - "Как это делается и почему именно так!", мы всегда рады принять участие. Не стесняйтесь, пишите нам сами akciirosta@yandex.ru и расскажите о себе, пригласив нас к ВАМ в гости. Берите пример с лидеров!

Уже более 300 предприятий открыли перед нами свои двери, а вот и наши репортажи оттуда:

Почему наша промышленность самая лучшая в мире: http://zavodfoto.livejournal.com/4701859.html

ZAVODFOTO - Шагает по стране! - ЭНЕРГЕТИКА РОССИИ: http://zavodfoto.livejournal.com/2133307.html

«Пермский край - Нам есть, чем гордиться!»: http://zavodfoto.livejournal.com/1823939.html

Лучшие Корпоративные музеи России и другие промрепортажи: http://zavodfoto.livejournal.com/5338699.html

Мы всегда рады новым друзьям, добавляйтесь и читайте нас в:

icon_16.Формат ПНГ

А ещё прошу всех в гости: http://ok.ru/zavodfoto и https://www.facebook.com/groups/ZAVODFOTO/


Tags: ZAVODFOTO - Шагает по стране!, ZAVODFOTO из ЖЖ, АВТОМОБИЛЬНАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ, МАШИНОСТРОЕНИЕ, Ростов-на-Дону, Ростовская область, Ростсельмаш
Subscribe

Recent Posts from This Journal

promo zavodfoto february 4, 2025 21:18 54
Buy for 100 tokens
ПРОДАЮТСЯ ДОМЕНЫ - ГОРОДА РОССИИ: В ЗОНЕ RU (12): http://buynaksk.ru/ (Республика Дагестан, город Буйнакск) http://ertil.ru/ (Воронежская область, город Эртиль) http://kharovsk.ru/ (Вологодская область, город Харовск) http://laishevo.ru/ (Республика Татарстан, город Лаишево)…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 93 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →