?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Салехард - это единственный город в мире, стоящий прямо на Северном Полярном Круге. Сейчас это яркий и современный город, который обновляется прямо на наших глазах, хотя конечно есть и контрасты, так сказать остатки былой молодости. С другой стороны, по численности (сегодня в городе проживает порядка 47,5 тысяч человек) и промышленному потенциалу он значительно отстаёт от своих коллег по региону (Новому Уренгою и Ноябрьску), но это ему совсем не мешает быть столицей всего Ямала.




Немного истории Салехарда. Основан он был в 1595 году казаками под именем Обдорской крепости или острога (название местности происходит от названия реки Обь). В 1635 году он получил название Обдорской заставы, и в городе появляются постоянные жители. В 1807 году крепостные укрепления были снесены и Обдорск становится селом. В 1930 году Салехард опять на коне, становится центром Ямальского (Ненецкого) национального округа, а в 1933 году был преобразован из села в районный посёлок Салехард (от ненецкого Сале-Хард - «селение на мысу»). 27 ноября 1938 года он стал городом.

2.


3. Самый простой способ добраться до Салехарда, это конечно по воздуху, а вот и местный аэропорт. Находится он всего в семи километрах севернее от города.


4.


5. На площади перед аэропортом символика ЯНАО


6. Стела «66 параллель». Как я уже сказал выше, Салехард - это единственный город на полярном круге, а Стела «66 параллель» установлена на месте условного прохождения 66-ой параллели, и олицетворяет собой эту самую уникальность города.


7. Памятник представляет собой двойную пирамиду, разделенную полукругом в центре. Монумент открыли в 1980 году. Изначально он был выполнен из железа, стоящего на бетонном основании. В 2003 году монумент заменили на точно такой же, но сделанный из стеклополимерного композита.


8. Наша гостиница «Юрибей»


9.


10. Спасо-Преображенский собор


А это строится спорткомплекс «Ямал-арена». Проект уникальный не только для Салехарда, но и для всей страны. По своей масштабности он не уступит даже олимпийским объектам в Сочи. Ведь под одной большой крышей разместятся бассейн олимпийских стандартов, несколько крупных спортивных площадок для соревнований, в том числе - два катка, а также многочисленные раздевалки, фитнес-залы, тренажерные, кафе и многое другое. По сути, один этот комплекс сможет запросто вместить в себя почти всю спортивную инфраструктуру, которая сейчас существует в городе.

11.


12. Здание правительства ЯНАО. Именно из этого здания управляется территория, размером превосходящая Францию, пусть и с населением лишь в полмиллиона человек.


13.


14. Вот по соседству достраивают ещё парочку административных зданий.


15.


16. Вантовый мост «Факел» - сегодня это не просто важная транспортная артерия города, а целый символ, причём всего Ямало-Ненецкого автономного округа, плюс оригинальное архитектурное сооружение. Его открытие состоялось в декабре 2004 года.


17.


18. Мечеть, одна из самых северных в мире. Ксати, самая северная в мире святыня мусульман Мечеть Нурди-Камаль, которая даже внесена в книгу рекордов Гиннеса, находится тоже в России, правда в Норильске.


19. Скульптура «Северный олень». Он смотрит с одного берега реки на другой - на старый и новый Салехард. Олень как бы символизирует связь этих животных с человеком в прошлом, настоящем, да и в будущем. Ведь не секрет, что для всех северных народов олень - это и средство передвижение и тепло, и заработок, да и пища. Ведь недаром День оленя считается в этих краях главным праздником тундры. Памятник сделан из сплава алюминия, весом в 2 тонны и высотой 6 м.


20. Национальная библиотека Ямало-Ненецкого автономного округа


21. Музейно-выставочный комплекс имени И. С. Шемановского. Там много интересных экспозиций, которые рассказывают об истории и быте коренных жителей, а также об истории города Мангазея на реке Таз.


Это один из старейших музеев Сибири и Урала. История музея началась еще в 1906 г., когда Иван Семёнович Шемановский (игумен Иринарх - настоятель Обдорской православной миссии) при библиотеке братства Св. Гурия основал Хранилище коллекций по этнографии инородцев Тобольского Севера.

22.


Музейные фонды насчитывают порядка 58 тыс. исторических, археологических, палеонтологических и этнографических экспонатов, а также собрания минералов и фауны севера Западной Сибири, произведения современной живописи и прикладного искусства.

23.


24.


25.


26.


27.


28.


29.


30.


31.


32.


33.


34.


35. Стела «Романтикам 70-х».


36.


37. Салехардский рыбокомбинат, раньше он был градообразующим предприятием.


38. Рыбка конечно тут отменная


39. Стела «Салехард»


Второй способ, чтобы попасть в Салехард более долгий, это по железной дороге. Правда, по ней вы можете доехать только до города Лабытнанги, находящегося на противоположной стороне Оби и уже дальше переправиться на другой берег, где собственно и находится наш Салехард. А это паромная переправа, которая и поддерживает связь между городами.

40.


41. Зимой парома нет, но ходит по льду автобус в сам Салехард.


Памятник мамонту. Его установили здесь в июле 2005 года. Официальное название памятника хоть и «Мамонт», однако художники, которые участвовали в его изготовлении, назвали скульптуру Митей. Над созданием монумента работала целая команда художников из многих городов - Салехарда, Москвы, Ижевска и Минска. Автором данного проекта выступил Алексей Тютнев. Кстати, памятник был частично изготовлен в Перми. После этого всю модульную бетонную и стальную конструкцию дорабатывали и монтировали уже на месте. Художники совсем неслучайно выбрали под установку Мити данное место. Считается, что именно в этом районе находилось так называемое «поселение» мамонтов. Сегодня учёным известно 15 видов этих доисторических животных. Этого мамонта специалисты назвали «полярным», поскольку его бивни приближены друг к другу, благодаря чему животное могло расчищать себе дорогу в глубоком снегу.

42.


Музей деревянного зодчества «Обдорский острог» - является уникальным архитектурным комплексом, воспроизводящим облик фортификационного поста в Обдорском крае в XVII веке. Правда это новодел, но миссию свою несёт с достоинством. Исторически он был заложен казаками Березовского воеводы Н. Траханиотова. Считается, что именно эта крепость положила начало современному Салехарду, одному из самых первых русских поселений, которое было основано на территории Сибири. Основной задачей острога являлся контроль за передвижением товаров в Мангазею. Всего здесь было две смотровые и две сквозные башни. Внутри острога находились жилые и административные постройки, а также Васильевский храм, возведенный в 1602 году. Во второй половине XVIII века Обдорский форпост начал постепенно терять своё значение. В результате заставу преобразовали в центр Обдорской волости Березовского уезда Тобольской губернии – деревню Обдорск. Через некоторое время Тобольский губернатор А.М. Корнилов распорядился снести башни и стены деревянного острога, ссылаясь на их «ветхость». В 1992 году ученый, доктор архитектуры, заслуженный архитектор РСФСР – Александр Ополовников решил разработать проект по восстановлению острога и уже в 1994 году воссоздал первую сторожевую башню Обдорского острога - Никольскую. Сегодня Обдорский острог – это уже целый музейный комплекс под открытым небом, который был открыт для посещения в сентябре 2006 года. Но мы туда, к сожалению, попасть не успели…

43.


44.


45. Памятник Миронову Константину Ивановичу. Он был первым секретарём Ямало-Ненецкого окружкома КПСС.


46.


47. А это деревянное здание 1933 года. Здесь раньше находился окружной комитет, между прочим, самое первое здание администрации ЯНАО.


48.


Скульптурная композиция называется "Млечный путь". Ее установили в 2005 году к 75-летию Ямало-ненецкого автономного округа. Композиция высотой 13 метров и весом 3,5 тонны состоит из шара, окруженного тремя пилонами и специальной металлической конструкцией, которая обозначает меридианы и зигзагообразные дорожки, устремленные ввысь. Центром изваяния является сфера диаметром 186 сантиметров, символизирующая земной шар. Сфера состоит из 18 стеклянных фрагментов разного размера в виде ежика. Фрагменты шара выполнены из цветного стеклополимерного композита, внутрь которого вмонтировано бронированное стекло. Особенно эффектно «Млечный путь» выглядит в темное время суток при включенной подсветке.

49.


50. Памятный знак "Исполнившему журналисткий долг"


51.


Если центр Салехарда чист и красив, много новостроек, то чуть вглубь, можно встретить разное, частную застройки и бараки, оставшиеся ещё с тех времён.

52.


53.


54.


55.


56.


57.


58.


59.


60.


61.


62.


63.


Мемориал, посвященный строителям 501-й стройки в Салехарде. Он установлен в честь тех людей, которые погибли, строя в 1947 году транспортную магистраль Чум - Лабытнанги - Салехард - Игарка. Проект изначально был не реальным, ведь подобного ещё никто не делал в таких условиях и на такой местности, ведь кругом неустойчивые ледники. А ещё и особо орудий труда то не было. В 1940-е и начале 50-х от станции Чум на Печорской железной дороге в Республике Коми на восток строилась Трансполярная магистраль, призванная связать с Большой Землёй Ямало-Ненецкий округ и Таймыр: конечным пунктом магистрали должен был стать город Игарка в заполярных низовьях Енисея, но в дальнейшем предполагалось и продолжение, - магистраль должна была стать таким "Полярным Транссибом". Большую долю строителей составляли заключённые из ГУЛАГов. Дорога строилась с двух сторон (менее известная стройка между Енисеем и рекой Пур получила номер 503), и к 1953 году был построен участок от Чума до востока ЯНАО (то есть до укладки "золотого звена" оставалось уже не так много). Но после смерти Сталина стройку свернули. Действующим остался лишь участок Чум - Лабытнанги, по которому ходят поезда из самой Москвы. В 1970-е годы был восстановлен участок Надым - Новый Уренгой - Коротчаево, который присоединили к пришедшей туда из Тюмени "нефтегазовой" магистрали. А всё остальное так и осталось "мёртвой дорогой"…

64.


Рядом с аэропортом есть небольшой музей авиации под открытым небом. Создан в 70-е годы работниками салехардского авиаотряда в день памяти «крылатым труженикам», сыгравшим неоценимую роль в освоении и развитии Севера. Сегодня в музее на постаментах размещены самолёты: Ли-2, Ан-2, Як-40, Ан-26, Ту-134 и вертолёты: Ми-1, Ми-4, Ми-8 и Ми-6.

65. Вот, например, самолёт Ли-2.


66. Гидровариант Ан-2.


67.


68. Небольшой речной порт. Его старший брат находится на другом берегу, в Лабытнангах.


69. На фото зелёный плавучий дебаркадер, - это бывшая пассажирская пристань, к которой заходили теплоходы до открытия в 2015 году речного вокзала.


70.


71. И снова мы в самом центре города


72.


73. Пешеходный мост, который ведёт к зданию Администрации ЯНАО.


Этот мост через реку Шайтанка соединяет две части города, новую и старую. С первого взгляда, кажется, что мост вот-вот упадает в реку. Такая иллюзия создается из-за нестандартного решения его создателей. Единственный пилон, который удерживает мост, по задумке архитекторов был специально наклонен в сторону аэропорта и реки. Благодаря чему вантовый мост как будто завис над водной гладью. Наклоненные своеобразные пропилеи символизируют въездные ворота в Салехард со стороны аэропорта. Под 50-м пролётом вантового моста находятся крытый дебаркадер с разгрузочной пищеблока, крытая автомобильная стоянка, рассчитанная на 20 машин, и лифтовой вестибюль. В каждом опорном пилоне находятся вертикальные коммуникации и эвакуационная лестница. Одной из особенностей вантового моста «Факел» является прекрасный двухэтажный ресторан, откуда открывается поразительная панорама на весь город. Архитектурную композицию завершает конус в золотой решетке, который по замыслу авторов символизирует газовый факел. Общая высота моста составляет 100 м.

74.


75.


76.


77.


Между Салехардом и Горнокнязевском есть вот такой интересный объект – Заброшенная тропосферная станция «Чайка». Напомню, систему тропосферной радиорелейной связи «Север» в СССР запустили к 1967-у году. Её линия, протяженностью 14 тысяч километров, обслуживала огромные пространства Крайнего Севера и Дальнего Востока. От Кольского полуострова до Берингова пролива, было более сорока подобных станций. Десять лет назад, в 2003-м, от них решили отказаться. Со станции под Салехардом, с позывными «чайка», военные ушли ещё раньше, в 2000-м. А через год эта «Чайка» опустела окончательно. В лучшие времена здесь служили до сорока солдат срочной службы, двадцать офицеров и прапорщиков. Была здесь своя водяная скважина, снабжавшая и кухню, и котельную, работала дизельная электростанция. Войсковая часть, как ей и полагается, функционировала самостоятельно. Даже в непростые девяностые военные содержали станцию в идеальном состоянии. Сюда любили приезжать с проверками разные генералы, «Чайка» считалась образцово-показательной. Кстати, подобные тропосферные станции я уже встречал под Анадырем http://zavodfoto.livejournal.com/5016468.html и Певеком http://zavodfoto.livejournal.com/4541290.html

78.


79. Вот таким я увидел Садехард - столицу Ямала, жаль было очень мало времени на сам город. Очень надеюсь, что я сюда ещё вернусь. А вследующий раз я вам покажу музей народов севера под открытым небом, рядом с Салехардом - Горнокнязевск. Продолжение следует...


Ещё из моей поездки в Салехард вместе с ПАО «Газпром нефть»:

Новопортовское месторождение (ООО «Газпромнефть - Ямал»).jpg Морской терминал «Ворота Арктики».jpg Новый Порт.jpg Мерзлотник в Новом Порту.jpg Салехард.jpg

Recent Posts from This Journal

promo zavodfoto февраль 4, 2025 21:18 50
Buy for 100 tokens
ПРОДАЮТСЯ ДОМЕНЫ - ГОРОДА РОССИИ: В ЗОНЕ РУ: http://kharovsk.ru/ (Вологодская область, город Харовск) http://makushino.ru/ (Курганская область, город Макушино) http://uyar.ru/ (Красноярский край, город Уяр) http://uzhur.ru/ (Красноярский край, город Ужур) В ЗОНЕ РФ (73+2):…

Comments

( 35 — Leave a comment )
Page 1 of 3
<<[1] [2] [3] >>
numach
Feb. 5th, 2018 08:28 am (UTC)
ГОдится
remch_ch
Feb. 5th, 2018 08:35 am (UTC)
Салехард! Там люди живут на деньгах ... Кстати самолет Ли-2 когда то летал на нем в Якутии )
zhzhitel
Feb. 5th, 2018 08:37 am (UTC)
Очень современный город на фотографиях, но и историю чтят. Молодцы.
amico_di_amici
Feb. 5th, 2018 08:41 am (UTC)
Всё новенькое. А в чём же раньше жили?
anonimusi
Feb. 5th, 2018 08:43 am (UTC)
Край Земли, но как красиво!
lena_xolodok
Feb. 5th, 2018 08:51 am (UTC)
Широкая страна моя родная (с)
Красивый город (удачные фотографии)
pantv
Feb. 5th, 2018 09:07 am (UTC)
Летом вообще красота.
vladimirdar
Feb. 5th, 2018 09:12 am (UTC)
Приятный городок! И памятники шикарные! Мамонт особенно пришелся!)
mysea
Feb. 5th, 2018 09:49 am (UTC)
Вполне симпатичный город
ilyavaliev
Feb. 5th, 2018 10:18 am (UTC)
В Москве однако лучше)
parnyuk
Feb. 5th, 2018 10:19 am (UTC)
Ухоженный городок
gibajd
Feb. 5th, 2018 10:21 am (UTC)
Ничего так :)
Но вот здание аэропорта ночью не работает у них. И рассчитывать переночевать в нем к утреннему рейсу не стоит - нужно гостиницу искать.
tihiomyt
Feb. 5th, 2018 10:24 am (UTC)
красиво, но холодно там
otevalm
Feb. 5th, 2018 11:00 am (UTC)
Красивый город! Спасибо за фото.
sdvoryanchikov
Feb. 5th, 2018 11:07 am (UTC)
Интересное решение моста.
А памятник журналистам исполнившим свой долг - кто-то не вернулся из командировки?
Прочитал весь материал. Спасибо, Игорь! Интересно всё.
пс. а жд на костях в этих местах..считай, иначе бы не построили..Лабытнанги, Воркута, до Котласа и далее
Page 1 of 3
<<[1] [2] [3] >>
( 35 — Leave a comment )
КАТАЛОГ ЖУРНАЛА:

Заводфото.jpg

2.jpg

3.jpg

ГЭС 2.jpg

Вим.jpg

4.jpg

5.jpg

История России в лицах.jpg

9.jpg

6.jpg

11.jpg

12.jpg

10.jpg

Пермский край.jpg





Rambler&apos;s Top100


Яндекс.Метрика

Latest Month

February 2018
S M T W T F S
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728   
Powered by LiveJournal.com