?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Оригинал взят у skif_tag в Неиспользованный шанс России - Руссобалт.
Начало этой истории положил конец Русско-японской войны в 1905 году. Длинные железнодорожные пути, что вели на Дальний Восток, были уже не так загружены, вагонов требовалось меньше, российская экономика переживала кризис… И на Русско-Балтийском вагонном заводе в Риге предстояло сокращать рабочих. А увольнения — это всегда проблема. Тем более еще свежи были в памяти стачки первой русской революции.

Железнодорожное оборудование Русско-Балтийскому вагонному заводу поставляла бельгийская фирма Fondu, которая делала еще и автомобили — правда, в ничтожном количестве. И когда в 1908 году на РБВЗ встал вопрос о диверсификации, руководство пригласило в Ригу главного автоконструктора Fondu 26-летнего швейцарца Жюльена Поттера и заключило с ним пятилетний контракт.
На брюссельской фирме Fondu делали две легковые модели Жюльена Поттера — Fondu C и K. Перебравшись в Ригу, инженер просто воспроизвел обе конструкции, и уже с 1909 года их начали выпускать под обозначениями Русско-Балтийский С и Русско-Балтийский К.















Великий князь Константин Константинович Романов приобрел три Руссо-Балта, великая княжна Мария Павловна Романова пользовалась машиной модели К12-20 шасси №4 II серии. А согласно журналу сдачи готовой продукции РБВЗ, Собственный Его Императорского Величества гараж в 1910 году приобрел два Руссо-Балта — модель К12-20 под №217 и модель С24-40 под №270, оба с кузовом ландоле.

Вот только сам царь Николай II этими Руссо-Балтами не пользовался. Из 58 автомобилей гаража только десять обслуживали императора и августейшую семью, а остальные, включая и оба Руссо-Балта, были, назовем их так, лакейскими. То есть возили свиту — разных генералов, флигель-адъютантов и бог знает кого. Кстати, даже когда произойдет революция и императорский гараж расформируют, один из «царских» Руссо-Балтов передадут наркому просвещения Анатолию Васильевичу Луначарскому, а Ленина станут возить на Роллс-Ройсе.






























Иномарки всегда были лучше «наших» машин — и до революции, и в СССР, и сейчас (китайские полуфабрикаты пока не в счет). Если и были у нас иллюзии насчет дореволюционных времен, то и их рассеял Шугуров: да, армия покупала Руссо-Балты для укрепления обороноспособности, а аристократия и купечество — для забавы, но суммарные продажи были «ничтожны». Основной же покупательский интерес удовлетворяли Opel и Panhard-Levassor, Benz и Brasier, Ford и Mercedes… Автомобили из Германии, Франции, США — стран, где правил капитал.

Конечно, Россия разворачивалась вслед за Западом — тот же Русско-Балтийский вагонный завод, созданный в 1869 году кельнской фирмой Van der Zypen & Charlier для обхода пошлин на поставку 500 вагонов для Рижско-Двинской железной дороги, к началу XX века разжирел на госзаказах, обрел российских акционеров и превратился в промышленную корпорацию с филиалами в Питере и Твери. В порядке конверсии начали делать сеялки, аэропланы и даже автомобили конструкции приглашенного инженера-бельгийца. Причем почти со стопроцентной локализацией!



Подавляющее большинство из 623 построенных Руссо-Балтов, включая грузовики, было сделано по армейским заказам, а основной владелец РБВЗ М. В. Шидловский, бывший военно-морской офицер, служил в государственной канцелярии и входил в Совет министерства финансов. На одной из самых известных фотографий из истории РБВЗ — штабные Руссо-Балты перед военным испытательным пробегом 1913 года

Но капиталистический Запад развивался быстрее — неприятно, но факт. А в России с ее сословиями и чертой оседлости, с чиновничьим произволом и жесткой царской цензурой были народные волнения, стачки, забастовки, собираемые и разгоняемые Государственные Думы… А потом — революция и семидесятилетний эксперимент по прямому переходу к коммунизму. Минуя капитализм.

Поэтому сегодня нам остаётся лишь оглядываться в прошлое. и гадать на тему "как могло быть, если бы"...



(По мотивам humus и журналов Авторевю)
promo zavodfoto february 4, 2025 21:18 54
Buy for 100 tokens
ПРОДАЮТСЯ ДОМЕНЫ - ГОРОДА РОССИИ: В ЗОНЕ RU (11): http://buynaksk.ru/ (Республика Дагестан, город Буйнакск) http://ertil.ru/ (Воронежская область, город Эртиль) http://kharovsk.ru/ (Вологодская область, город Харовск) http://laishevo.ru/ (Республика Татарстан, город Лаишево)…
КАТАЛОГ ЖУРНАЛА:

Заводфото.jpg

2.jpg

3.jpg

ГЭС 2.jpg

Вим.jpg

4.jpg

5.jpg

История России в лицах.jpg

9.jpg

6.jpg

11.jpg

12.jpg

10.jpg

Пермский край.jpg





Rambler's Top100


Яндекс.Метрика

Latest Month

October 2019
S M T W T F S
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  
Powered by LiveJournal.com