zavodfoto (zavodfoto) wrote,
zavodfoto
zavodfoto

Category:

Трейнспоттинг: Локомотив 2ТЭ10М

Оригинал взят у yelkz в Трейнспоттинг: Локомотив 2ТЭ10М


ТЭ10 (тепловоз с электрической передачей, тип 10) - семейство советских и украинских тепловозов с секционной мощностью 3000 л.с., выпускавшихся в общей сложности с 1958 по 2013 годы. Конструкция тепловоза ТЭ10 была разработана на Харьковском заводе транспортного машиностроения, а с 1960-го года модифицированную и сильно переработанную модель начал производить Ворошиловградский (Луганский) тепловозостроительный завод. Преимущественно тепловозы серии ТЭ10 выпускались в двухсекционном грузовом исполнении, но были также трёх- и четырёхсекционные грузовые, а также односекционные пассажирские. Всего было построено 19 183 секции тепловозов ТЭ10 всех модификаций. Из них 339 секций выпустил Харьковский завод, а 18 784 секции — Ворошиловградский - можно утверждать, что это одна из самых массовых моделей тепловозов.
Ну а локомотив 2ТЭ10М (2-секционный Тепловоз с Электрической передачей, тип 10, Модернизированный) - более поздняя и массовая версия локомотивов этой серии, до сих пор встречающаяся на дорогах России.



В середине 1970-х годов в Советском Союзе происходил рост промышленного производства, а также начала строиться Байкало-Амурская магистраль. Всё это требовало увеличения веса поездов, для вождения которых были нужны мощные локомотивы. Но выпускаемые в то время двухсекционные тепловозы мощностью 2×3000 л.с.(2ТЭ10Л, 2ТЭ10В и 2ТЭ116) с такой нагрузкой уже не справлялись. Серийный выпуск грузовых тепловозов с мощностью в секции 4000 л.с. требовал на то время больших объёмов ресурсов, поэтому было принято решение о выпуске трёхсекционных тепловозов мощностью 3×3000 л.с. В 1978 году Ворошиловградский завод построил трехсекционную версию тепловоза 2ТЭ10В — 3ТЭ10В. После проведения испытаний 3ТЭ10В на заводе была построена модернизированная версия этого тепловоза — 3ТЭ10М-0001. Новый тепловоз был передан на советские железные дороги в 1979 году и мог работать в составе одной, двух и трёх секций. 21 апреля 1979 года технические условия тепловоза ТЭ10М были согласованы с Министерством путей сообщения, а 23 мая 1979 года утверждены Министерством тяжёлого, энергетического и транспортного машиностроения.



С 1981 года завод начал выпускать двухсекционные 2ТЭ10М, которые сменили в производстве 2ТЭ10В. Впоследствии многие тепловозы 3ТЭ10М начали эксплуатироваться в составе двух секций, из-за чего порой обозначение серии даже сменялось на 2ТЭ10М. Были и случаи обратных переделок, когда 2ТЭ10М дополняли третьей бустерной секцией (внешне бустерная секция выглядела также как и основные, но в кабине машиниста бустерной секции был сделан сквозной проход, а сама кабина была значительно уменьшена и позволяла производить лишь маневровые передвижения и да реостатные испытания), после чего присваивали обозначение 3ТЭ10М.
Всего было построено локомотивов модификации М и С (также относящихся к этому семейству):
3ТЭ10М - 640 (1920 секций)
2ТЭ10М - 3513 (7026 секций)
4ТЭ10С - 25 (100 секций)
2ТЭ10С - 3 (6 секций)
Таким образом, хотя начинали производство с 3-секционных моделей, в дальнейшем основной упор всё-таки делался на двух-секционные локомотивы:



Для всей серии ТЭ10 одним из новшеств в советском локомотивостроении стал кузов несущей конструкции, применявшийся до этого момента лишь на чехословацких электровозах ЧС1 и рижских электропоездах ЭР1. Кузов тепловоза опирался на две трёхосные тележки, унифицированные с тележками тепловозов серии ТЭ3. Осевая формула - 2(30—30) - как и у большинства тепловозов, производимых в СССР:



На локомотивах серии М установлен дизель-генератор 10Д100 - двухтактные (со встречным движением поршней) с турбонаддувом - для своего времени (80-е) достаточно ходовой, но сейчас уже считающийся морально устаревшим. Конструкционная скорость - 100 км/ч, скорость длительного режима - 25 км/ч.
Вообще на все поезда серии ТЭ10 устанавливались двухтактные дизельные двигатели, кроме одной модификации - 2ТЭ10МК. Их было выпущено всего 20 штук и на них ставили четырёхтактные дизельные двигатели 5Д49 производства Коломенского завода. А в основном такие двигатели ставили на другую серию - 2ТЭ116, о которых в другой раз.



На данный момент 2ТЭ10М считается устаревшим и неэкономичным, локомотивы потихоньку переводятся на неосновные направления и выводятся из эксплуатации, заменяемые более современными. Тем ни менее построили их очень много и встречаются они достаточно часто.
2ТЭ10М в современной раскраске РЖД в районе станции Жигулёвское море (город Тольятти):



2ТЭ10М в классической зелёной раскраске на станции Анисовка (посёлок Приволжский):



Ещё один 2ТЭ10М (легко отличается от похожего на него 2ТЭ116 по прямой крыше) в районе Эльтона:



Tags: ZAVODFOTO из ЖЖ, НАЗЕМНЫЙ, РЖД, ТРАНСПОРТ
Subscribe

Posts from This Journal “РЖД” Tag

promo zavodfoto february 4, 2025 21:18 54
Buy for 100 tokens
ПРОДАЮТСЯ ДОМЕНЫ - ГОРОДА РОССИИ: В ЗОНЕ RU (12): http://buynaksk.ru/ (Республика Дагестан, город Буйнакск) http://ertil.ru/ (Воронежская область, город Эртиль) http://kharovsk.ru/ (Вологодская область, город Харовск) http://laishevo.ru/ (Республика Татарстан, город Лаишево)…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments