zavodfoto (zavodfoto) wrote,
zavodfoto
zavodfoto

Categories:

Лето 2014. Река Свирь. Верхне-Свирская и Нижне-Свирская ГЭС. Онега и Ладога.

Оригинал взят у vnu4ka в Лето 2014. Река Свирь. Верхне-Свирская и Нижне-Свирская ГЭС. Онега и Ладога.
В прошлом круизном посте мы побывали в музее Кирилло-Белозерского монастыря и в Горицах, прошли по Волго-Балтийскому каналу. В этом посте мы встанем рано утром, чтобы встретить Онежское озеро, пройдем по нему, войдем в реку Свирь Ленинградской области, пройдем Нижне-Свирскую и Верхне-Свирскую ГЭС и войдем в Ладогу - то есть ходовой день! И день, можно сказать, праздничный: мы - в Ленинградской области, дома!



Последние пара километров Волго-Балта.



Стою на палубе и с нетерпением жду старого знака "Онежский канал"



После него буквально за поворотом уже будет вход в Онежское озеро



яхточка какая-то на спокойных водах канала



и вот впереди Онего



справа мысок с маяком



и памятным знаком Волго-Балт им. В.И. Ленина



проходим этот мысок, оставляем цивилизацию позади



крайний буй - и переход по краешку Онеги, сейчас мы лишь срезаем ее недалеко от берега, а вот на обратном пути будем пересекать ее с севера на юг по всей длине!



Онега немного волнуется



Переход по ней недолгий - и вот мы на северо-востоке Ленинградской области, в Подпорожье!



Свирь нас сначала встречает неприветливо: низким обложным серым небом (здравствуй, дом, здравствуй, самая любимая на свете погода!) - и промышленными пейзажами. Здесь находится ремонтно-эксплуатационная база флота Вознесенье (Вознесенская РЭБ), где отстаивается в зимний период или ремонтируется большая часть флота Северо-Западного пароходства.



земснаряды





Но потом потянулись за земснарядами хмурые, то такие красивые берега Свири. Река Свирь имеет длину 224 км, берёт начало в Онежском озере и впадает в Ладожское озеро. Ширина реки на всем протяжении изменяется от 100 м в узких местах русла до 10÷12 км в Ивинском разливе. Скорость течения изменяется от 0,5 до 10,6 км/ч. Наиболее значительными из притоков Свири являются реки Паша и Оять.

Река течёт в низинах, которые в прошлом были заняты ледниковыми водоёмами. Побережье Свири по бо́льшей части представляет собой заросшую лесом холмистую местность.



деревеньки Подпорожья, сбегающие дворами прямо к реке - это поселок Вознесенье, административный центр Вознесенского городского поселения. Расположен на крайнем северо-востоке области, у Онежского озера. Образовался он в середине XIX века на месте Вознесенского погоста и деревни Свирское Устье в связи со строительством Мариинской водной системы.



с сараюхами для лодок





правда, периодически на берегу попадаются фазенды - так плохо вяжущиеся с окружающим пейзажем... Вот например какие мы прошли угодья:



с разными службами, своим причалом и кораблем у дома!





и вот уже мы подходим к шлюзам Верхне-Свирской ГЭС в г. Подпорожье, где мы ни разу еще не были - а новая ГЭС это волнение и предвкушение интересного!



Строительство ГЭС началось в 1938 году, закончилось в 1952 году. В состав сооружений ГЭС входит водосбросная бетонная плотина, земляная намывная плотина, земляная дамба, однониточный однокамерный судоходный шлюз и само здание ГЭС.

В 1927 началось строительство первой ГЭС каскада — Нижнесвирской. После окончания её строительства, в 1938, началось строительство Верхнесвирской ГЭС — последней гидроэлектростанции, строительство которой было предусмотрено планомГОЭЛРО. Строительство ГЭС велось силами заключенных под контролем НКВД. К 1941 был отрыт котлован под здание ГЭС, начались бетонные работы.

Во время Великой Отечественной войны территория ГЭС была оккупирована и котлован затопили. В1948 строительство Верхнесвирской ГЭС возобновилось. Первый агрегат заработал в 1951, а в 1952 станция была запущена в промышленную эксплуатацию. В 1955 был образован каскад Свирских ГЭС Ленэнерго. 13 февраля 1960 гидроузел принят в промышленную эксплуатацию.

В 1990-х годах были заменены гидрогенераторы станции, планируется дальнейшая реконструкция ГЭС.

Стоя в камере шлюза, надо воспользоваться высокой водой и осмотреть башни. Украшают его корабли: справа два парусника



а вот слева уже более современные корабли



Ну а мы проходим по камере шлюза



быстро опускаемся - и вот уже открыты ворота



На здании ГЭС барельефы самые разные: 1951 год



герб СССР и знамена



само здание выглядит вот так:



Водосбросная бетонная плотина ГЭС



на стенке два советских барельефа



крупнее:



а вот этот почти полностью разрушился, очень жаль



и еще одна фотография с шлюзования - уже с обратного пути, когда мы через этот шлюз поднимались - шлюзуемся вместе с "Карлом Марксом"





территория ГЭС ухожена, все чисто и аккуратно, Ленин вот жив



Пока мы шлюзовались, погода из хмурой сменилась на очень радостную и летнюю, и мы идем по Свири, любуясь залитыми солнцем берегами. Домики просто как с картинки





Ниже гидроузла находится Подпорожский железнодорожный мост.





проходим порт Важины, предназначенный для перегрузки каменного угля, серного колчедана, лесных и минерально-строительных материалов.



мимо бодро прочесал "Константин Симонов"



погода прекрасная, одно удовольствие на палубе находиться



лес везут



И вот уже видно здание Нижне-Свирской ГЭС



Итак, Нижне-Свирская ГЭС им. Г.О. Графтио - это гидроэлектростанция в Лодейнопольском районе Ленинградской области, у посёлка Свирьстрой. Входит в Свирский каскад ГЭС. Расположена на реке Свири в 81 км от её устья, является второй (нижней) ступенью каскада гидроэлектростанцией на этой реке, ниже Верхне-Свирской ГЭС. Сооружения гидроэлектростанции включают в себя три земляных плотины, бетонную водосбросную плотину, здание ГЭС,судоходный шлюз, ОРУ 35 и 220 кВ; общая протяжённость подпорных сооружений гидроузла составляет 1,86 км.





Первый эскизный проект гидроэлектростанций на Свири был создан в 1916 году инженером И. В. Егиазаровым по заказу Министерства путей сообщения. Но собственно закладка состоялась лишь 19 октября 1927 года в присутствии председателя ВЦИК М.И. Калинин и секретаря ЦК и Ленинградского обкома ВКП(б) С.М. Кирова. Я взяла несколько фотографий из замечательно интересного поста про ГЭС:



Руководство на закладке ГЭС



Проект Нижнесвирской ГЭС, впервые в мировой практике сооружённой на мягких сжимаемых грунтах, отличался применением ряда смелых технических решений. Строил эту ГЭС Генрих Осипович Графтио, российский инженер-энергетик, специалист по электрификации железных дорог, строитель первых гидроэлектростанций в СССР, академик АН СССР.



Графтио проектировал и строил железные дороги, составил проекты электрификации железной дороги Крыма и Закавказья, ГЭС «Белый Уголь» на реке Подкумок (1903), ГЭС на реке Вуоксе(около 1905), на реке Малая Иматра (1905), на реке Волхов (1911), а также, по предложению городских властей Петербурга спроектировал и организовал движения электрического трамвая в Петербурге: под его руководством была построена центральная электростанция с тремя паровыми турбинами, пять электроподстанций, три вагонных парка, проложено более 100 километров линий электрических контактных проводов и оборудовано более 100 моторных трамвайных вагонов. Строил Волховскую ГЭС и Нижне-Свирскую.


Первый гидроагрегат был пущен 19 декабря 1933 года, последний — в 1935 году. 15 сентября 1936 года Нижнесвирская ГЭС принята в промышленную эксплуатацию. Строительство ГЭС производилось с использованием труда заключённых.



Во время Великой Отечественной войны плотина ГЭС была взорвана отступавшими советскими войсками. 13 сентября 1941 года к ГЭС вышли финские войска. Оборудование ГЭС эвакуировать не успели (потом его пришлось восстанавливать). Более 2 лет Нижнесвирская ГЭС находилась на линии фронта между советскими и финскими войсками и была сильно разрушена. В 1944 году началось восстановление станции, закончившееся в 1948 году. ГЭС было присвоено имя её создателя — Г. О. Графтио. В 1955 году был образован каскад Свирских ГЭС Ленэнерго. В 1979 году Нижнесвирская ГЭС была реконструирована. В 1997 году был заменён один гидроагрегат, в 2003 — второй.

Территория ГЭС тоже очень ухоженная





начинаем опускаться, ворота закрыты



выходим из шлюзовой камеры



проходим еще один железнодорожный мост в г. Лодейное поле





По Свири мы шли до самого вечера, а в 22:00 вышли в Ладожское озеро!



Конечно, присутствует волнение - во всех смыслах: на озере была волна, гулял ветер, выпустят ли нас? У выхода в озеро на якоре стоит "Карл Маркс", и мы волнуемся - как же мы? Пройдем через коварную Ладогу или нет?



Директор круиза Елена Николаевна прибежала с радостной новостью: на озере хоть и ветер, но волна 1,5-1,8 - это разрешенная нам высота волны, и ура-ура! - нас выпускают! А вот "Маркс", который идет на Петербург с допуском по волне 1,7 - не выпустили ни в сторону Петербурга, ни в сторону Валаама. И наша команда, используя возможность выйти в озеро, пока дают, бегом повела теплоход через Ладогу. Вместо того, чтобы не спеша выйти в Ладогу около полуночи, уже в 22:00 мы бодро почесали по ладожским волнам.

Качка ощущалась, и теплоход пошел не напрямую, а галсами, чтобы снизить качку и волны. Сфотографировав дивный закат на Ладоге, мы по совету Елены Николаевны постарались быстро пойти спать и заснуть до того, как теплоход выйдет на середину озера - там может гулять сильный ветер. Ведь мы пересекаем все Ладожское озеро и приходим на самую его северную оконечность.



а на утро мы проснулись от тихого покачивания: теплоход наш стоит на рейде у г. Сортавала, мы в Карелии - мечты сбываются наяву!


Tags: ZAVODFOTO из ЖЖ, ВОДНЫЙ, ГЭС, Ленинградская область, Нижне-Свирская ГЭС, ТРАНСПОРТ, ЭНЕРГЕТИКА
Subscribe

Posts from This Journal “ГЭС” Tag

promo zavodfoto february 4, 2025 21:18 57
Buy for 100 tokens
ПРОДАЮТСЯ ДОМЕНЫ - ГОРОДА РОССИИ: В ЗОНЕ RU (12): http://buynaksk.ru/ (Республика Дагестан, город Буйнакск) http://ertil.ru/ (Воронежская область, город Эртиль) http://kharovsk.ru/ (Вологодская область, город Харовск) http://laishevo.ru/ (Республика Татарстан, город Лаишево)…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments