zavodfoto (zavodfoto) wrote,
zavodfoto
zavodfoto

Categories:

«Силовые машины». Завод «Электросила»

На протяжении всего прошлого года мы вместе с Вами путешествовали по ГЭС, ТЭЦ, расположенными в различных регионах нашей необъятной страны и своими глазами увидели, откуда к нам в дом, на производство, в офис и т.д. приходит электричество. А сейчас мы начинаем новую историю, историю о том, где же производится то самое оборудование для наших станций. Первыми и самыми открытыми в этой сфере стала компания ОАО «Силовые машины», и это не удивительно, ведь именно этот холдинг является лидером энергомашиностроения России. Итак, сегодня я Вам покажу Питерский Завод «Электросила», который является одним очень важным производственным подразделением холдинга. И это не случайно, ведь это крупнейший в стране производитель генераторов для гидравлических, паровых и газовых турбин, кроме этого завод специализируется на производстве электрических машин и тяговых двигателей.





Как всегда, небольшая историческая справка. В 1898 году российский император Николай II утвердил устав Акционерного общества русских электротехнических заводов «Сименс-Гальске» (Siemens-Halske) в Санкт-Петербурге, учредителем которого был Вернер фон Сименс (между нами основатель фирмы Siemens). Вот эта дата и считается основанием завода «Электросила». Сегодняшнее расположение завод получил в 1911 году (до этого располагался на 1 й линии Васильевского острова) и занял территорию по обе стороны от Московского проспекта. Учитывая свою специализацию, уже и тогда на электрических машинах с 1912 года он стал называться «Завод динамо-машин «Сименс-Шуккерт». После революции такое добро новая власть сразу прибрала к себе. 28 июня 1918 года декретом Совета Народных Комисаров его национализируют, и становится оно государственным предприятием Объединения государственных электротехнических предприятий сильного тока (ОГЭП) при ВСНХ РСФСР.

В 1920 году завод приобретает сегодняшнее название - «ЭЛЕКТРОСИЛА». А было оно взято от коммерческого общества «Электрическая сила» по строительству электростанций для нефтепромыслов в районе Баку, созданного в 1899 году в Петербурге. Потом что-то дописывали, меняли, например, уже в 1922 году заводу официально присвоено наименование «Петроградский завод «ЭЛЕКТРОСИЛА»», но основа уже не менялась.

Частые смены названия на успешности предприятия не отразились. Как был передовиком производства, так и остался. В 1924 году именно на его мощностях был изготовлен первый в нашей стране турбогенератор мощностью 500 кВт. В том же году были изготовлены еще два турбогенератора, но уже по 1500 кВт, а  к 1 января 1935 года было смонтировано 12 турбогенераторов на тепловых электростанциях мощностью по 50 МВт. К 1941 году «Электросила» стала крупнейшим в стране предприятием по производству электротехнического оборудования и при этом на заводе работало около 10 тысяч человек. Уже начиная с 30-х годов, продукция шла на УРА на всех континентах. Бренд «Электросила» знали более чем в 60 странах.

По гидрогенераторам отличились тоже здесь. По собственным чертежам на заводе были изготовлены для Волховской ГЭС четыре гидрогенератора, ещё четыре параллельно должна была сделать шведская фирма АSЕА, считавшаяся лидером в этой сфере. Мощность каждого генератора равнялась 8750 кВ • А, наружный диаметр 10 м, масса 250 тонн. Так наши машины оказались лучше шведских по все показателям и по КПД, нагреву и массе. Это были первые машины такого класса в Европе. А уже потом была Нижнесвирская ГЭС, Верхнесвирская ГЭС, Днепровская ГЭС и другие рекорды и победы. К концу 80-х годов завод «Электросила» стал головным предприятием в отрасли, самые большие производственные мощности - это про них, лучшие кадры, научная деятельность, да и вообще более 80 % генераторного оборудования из расчета общей установленной мощности было произведено именно здесь.

На заводе «Электросила» впервые в мировой практике было предложено и освоено водороднное охлаждение роторов с заборниками и дефлекторами, а также водяное охлаждение обмотки статора.

В 1992 году предприятие проходит процедуру акционирования, а с 2000 года входит в состав энергомашиностроительного холдинга «Силовые машины». О том, как дела обстоят сегодня, всё покажу и расскажу.


2. В 1934 заводу присвоено имя С. М. Кирова, поэтому не удивительно, что именно он встречает нас сразу после проходных.


3. Начнём мы наше путешествие по заводу с изоляционно-обмоточного производства.


4.


5. Одним из основных узлов (важных составляющих) гидрогенератора является статор, обмотка которого состоит из стержней, имеющих паяные соединения, вот изоляцией этих стержней здесь и занимаются.


6.


7.


8.


9.


10. Формообразующие шаблоны (технологическая оснастка) для придания формы стержням турбогенератора


11. Здесь тоже стараются идти в ногу со временем и перманентно обновляют оборудование. Вот одно из последних приобретений


12.


13. Этот новый комплекс и по размерам, и функционалу опережает предыдущие аналоги, но и те, которые сейчас в строю, готовы работать ещё целую вечность.


14. Переходим на следующий участок. Вот статор турбогенератора для строящегося энергоблока ТЭС «Раахе» (Финляндия).


15. По данному проекту наши энергомашиностроители работают в связке с финской компанией «Energico Oy». В соответствии с условиями контракта, «Силовые машины» должны изготовить и произвести пуско-наладочные работы паровой турбины мощностью 125 МВт в комплекте с турбогенератором. Пуск нового энергоблока там запланирован на 2016 год. Примечательно и то, что действующий энергоблок (турбина и генератор) финской ТЭС были также изготовлены в Питере в 1950-х годах. Хороший пример, несмотря на всё, стабильных и надёжных коней на переправе не меняют.


16. На этом этапе идёт проверка разгонки рёбер перед сборкой сердечника


17. Технологические кольца


18. Если честно, несмотря на весь научно-технический прогресс, большинство операций при производстве турбогенераторов до сих пор делается вручную


19. Корпус статора генератора Калининской АЭС


20.


21. А как Вам такой огромный фрезерный станок? Между прочим, в 2010 году именно на него неожиданно для всех залез Владимир Путин, чтобы пообщаться с рабочими.


22.


23.


24.


25.


26.


27.


28. А это уже роторный участок


29. Укладка обмотки ротора Кольской АЭС


30.


31.


32. Всё та же финская история, но уже в цвете :)


33. А вот ещё одна история про вечность. Не всё, что новое - лучшее! Как вы думаете, сколько лет этому станку? Мучить долго не буду, скажу - уже более 120 лет. Причём немецкие коллеги, приезжая сюда, удивились, предложили обменять на новый. Но наши искушению не поддались, знают толк, пусть всё лучшее, что есть в мире, работает на нашу энергетику!


34.


35. А тут ещё плюсом целая вереница токарно-карусельных станков, на любой размер, цвет и потребности.


36.


37.


38.


39. Гигантский роторно-фрезерный станок KÖLLMANN на перекуре, сейчас немного отдохнет и опять начнёт


40.


41.


42.


43.


44. Ещё одна технологическая операция - укладка обмотки гидрогенератора.


45. На этом участке делают сегменты подпятника. Детали важные, так как именно на них опирается и на них вращается генератор.


46.


47. Лавируя по цехам к выходу, проходим мимо готовой продукции. Вот ещё на экспорт ожидают, им прямая дорога в Турцию...


48. А в таком виде отправляются на станцию готовые генераторы. Который ближе к нам, например, пойдёт на ПГУ ТЭЦ-5


49. Последним пунктом назначения нашего маршрута стал Комплекс мощных турбогенераторов


50. Сразу нас встречают две большие «батарейки» одна для Ростовской АЭС, другая для Белорусской АЭС, как бы намекая, в дружбе - сила!


51.


52.


53.


54. Сборка статора Рефтинской ГРЭС. Уже в октябре новый турбогенератор будет доставлен на Урал.


55.


56.


57. Конечно, я не мог пройти и мимо памятника Электросиловцам, погибшим в годы Великой Отечественной войны и в блокаду, который расположен на территории завода. И тут совсем история не про новую волну патриотизма, которая охватила нашу страну в преддверии 70 - летия победы в Великой Отечественной войне. Да, свыше 3 тысяч работников ушли на фронт, конечно, часть завода эвакуировали на Урал и в Сибирь, но особую гордость и уважение вызывает тот факт, что, не смотря ни на что, он работал и не прекращал свою деятельность ни на один день, хотя враг был не за горами.


Большое спасибо Марии Алеевой, Собакиной Наталье, Роману Деняку из пресс-службы ОАО «Силовые машины» за организацию, а Денису Петухову
за интересную и познавательную экскурсию по заводу!

Другие предприятия Группы компаний «Силовые машины», которые я посетил:

Завод Электросила.jpg Силовые машины - Металлострой.jpg Силовые машины-Тошиба. Высоковольтные трансформаторы.jpg ТКЗ «Красный котельщик».jpg Комплекс турбинных лопаток (Силовые машины).Формат JPG Ленинградский Металлический завод (Силовые машины).jpg

П. С. Уважаемые собственники и акционеры, представители пресс-служб компаний, отделы маркетинга и другие заинтересованные лица, если на Вашем предприятие есть, что показать - "Как это делается и почему именно так!", мы всегда рады принять участие. Не стесняйтесь, пишите нам сами akciirosta@yandex.ru и расскажите о себе, пригласив нас к ВАМ в гости. Берите пример с лидеров!

ПРОЕКТ: ZAVODFOTO - Шагает по стране! и ПРОЕКТ: «Пермский край - Нам есть чем гордиться!»
Tags: ZAVODFOTO - Шагает по стране!, Завод Электросила, МАШИНОСТРОЕНИЕ, Санкт-Петербург, Силовые машины, ЭНЕРГОМАШИНОСТРОЕНИЕ
Subscribe

Recent Posts from This Journal

promo zavodfoto февраль 4, 2025 21:18 57
Buy for 100 tokens
ПРОДАЮТСЯ ДОМЕНЫ - ГОРОДА РОССИИ: В ЗОНЕ RU (12): http://buynaksk.ru/ (Республика Дагестан, город Буйнакск) http://ertil.ru/ (Воронежская область, город Эртиль) http://kharovsk.ru/ (Вологодская область, город Харовск) http://laishevo.ru/ (Республика Татарстан, город Лаишево)…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 78 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →

Recent Posts from This Journal