?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Ледокол «Ленин»

Мы уже познакомились с действующим атомным флотом России http://zavodfoto.livejournal.com/2964944.html, а сегодня, как и обещал, расскажу о первом в мире гражданским судне с ядерной энергетической установкой - атомном ледоколе «Ленин».





На XX съезд КПСС были определены цели и задачи, что стране нужен ледокол с атомным двигателем, который бы мог очень долго плавать без захода в порты за топливом. Под это дело ученные подсчитали, что достаточно всего 45 граммов ядерного горючего в сутки. Партия сказала – значит строить надо!

Судно было заложено 25 августа 1956 году на судостроительном заводе им. Андре Марти (позже Адмиралтейский завод, а сейчас ОАО «Адмиралтейские верфи») в Ленинграде, а уже 5 декабря 1957 года оно было спущено на воду, для дальнейших работ. Выбор именно этого судостроительного завода был не случаен. Адмиралтейцы имели немалый опыт по ремонту и строительству ледоколов. Еще в 1928 году они капитально отремонтировали "дедушку ледокольного флота" - "Ермак".

2.


Постройка такого уникального судна требовала создание специального энергетического оборудования, создание корпуса небывалой до сих пор прочности, полной автоматизации процессов управления энергетической системой. В общем, вся страна трудилась на общее благо: турбогенераторы строились на Харьковском электромеханическом заводе, гребные электродвигатели - на ленинградском заводе «Электросила» им. С. М. Кирова, на Кировском заводе собирались паровые турбины.

Размеры атомохода были выбраны с учетом требований эксплуатации ледоколов на Севере и обеспечения его наилучших мореходных качеств: длина ледокола 134 м, ширина 27,6 м, мощность на валу 44 000 л. с., водоизмещение 16000 т, скорость хода 18 узлов на чистой воде и 2 узла во льдах толщиной более 2 м. По запроектированной мощности турбоэлектрической установки он должен был в два раза превзойти американский ледокол "Глетчер", считавшийся крупнейшим в мире. Ведь можем, когда надо Штаты нагнуть :)

3.


Особое внимание при проектировании корпуса судна было обращено на форму носовой оконечности. Кормовая оконечность спроектирована так, что обеспечивает проходимость во льдах и при заднем ходе, а также надежно защищает винты и руль от ударов льда. Чтобы обеспечить непотопляемость такого большого судна, в случае если обшивка будет повреждена, корпус решили подразделить на отсеки одиннадцатью главными поперечными водонепроницаемыми переборками. При расчете атомного ледокола конструкторы обеспечили непотопляемость судна при затоплении двух наибольших отсеков.

Вместо клепки, здесь было применена автоматическая электросварка, тоже ноу-хау в судостроении. Объем сварочных работ на стапеле был очень велик: корпус ледокола - цельносварной. Кто-то произвел любопытный подсчет: сколько швов придется заварить рабочим стапельного участка? Прикинули. Получилась немалая цифра: если все сварные швы вытянуть в одну линию, то она протянется от Ленинграда до Владивостока!

Ядерная энергетическая установка смонтирована в 1958-1959 годах, а 6 августа 1959 года осуществлен физический пуск ядерного реактора.

12 сентября 1959 года ледокол «Ленин» отправился на ходовые испытания, а 3 декабря 1959 года сдан Министерству морского флота. С 1960 года в составе Мурманского морского пароходства.

Зарубежные газеты того времени пестрели заголовками: "Русские ввели в строй атомоход", "Полярный колосс Советов - на Неве", "Победа на мирном фронте использования атомной энергии одержана Советским Союзом"...

4.


5. Кают-компания. Сейчас здесь проводятся пресс-конференции, а раньше тут была офицерская столовая.


6. Даже вечера с музыкой устраивались.


7. Отделка из натурального дерева, красиво! Сейчас такую отделку уже не используют, заменяя её негорючим пластиком.


8. А это столовая для рядового состава, плюс кинозал и всё такое


Как только встал в строй и сразу при деле…Только за первые 6 лет эксплуатации ледокол прошел свыше 82 тысяч морских миль и самостоятельно провел более 400 судов. Этот ледокол впервые произвел доставку и высадку зимовщиков на льдину, обеспечив организацию дрейфующей полярной станции «СП-10» в 1961 году. На долю «Ленина» и его экипажа выпало начать первую продленную навигацию на главной трассе Севморпути Мурманск-Дудинка-Мурманск в 1970 году. Через полгода атомоход осуществил совместно с ледоколом «Владивосток» сверхранний высокоширотный переход по Северному морскому пути до порта Певек. На счету экипажа «Ленина» и первый Ямальский экспериментальный рейс к мысу Харасавэй в 1976 году, куда доставил грузы для газодобытчиков дизель-электроход «Павел Пономарев» под проводкой атомохода. «Ленин» первым из атомных ледоколов достиг годового рубежа непрерывной эксплуатации. В таком режиме он проработал 30 лет и в 1989 был выведен из эксплуатации.

10 апреля 1974 года атомный ледокол «Ленин» был удостоен высшей награды Родины - ордена Ленина.

Сюда, к плавпричалу Мурманского морского вокзала атомный ледокол «Ленин» был пришвартован 5 мая 2009 года. Так и началась его новая жизнь в качестве Арктического выставочного центра «Атомный ледокол «ЛЕНИН», и с тех пор это одна самых главных достопримечательностей города Мурманск.

9.


10.


11. А вот так выглядела офицерская каюта


12.


13.


14. Ходовая рубка


15.


16.


17. Радиорубка:


18.


19.


20. Макет атомной энергетической установки корабля


21. Отсек, в котором находятся атомные установки. Кстати, атомоход «Ленин» до сих пор остается единственным ледоколом, на котором была произведена замена одной ядерной энергетической установки на другую.


22. Во всех регионах присутствия группы «Росатом» создаются информационные пресс-центры, вот и здесь на ледоколе "Ленин" был создан такой


23.


Большое спасибо Департаменту коммуникаций Госкорпорации «Росатом» за открытость и лично Екатерине Ананьевой из Управления коммуникаций ФГУП «Атомофлот» и Шпакову Артёму aoshpakov за организацию этой поездки, а Никите nikozlov за наводку!

Вся наша история с компанией АО «Концерн Росэнергоатом»:

Ленинградская АЭС.jpg Ленинградская АЭС-2.jpg Информационный центр Ростовской АЭС.jpg Смоленская АЭС.jpg Нововоронежская АЭС.jpg Нововоронежская АЭС-2.jpg

Другие подразделения, входящие в структуру «Росатом», которые мы посетили:

Атоммаш.jpg Музей Атоммаша.jpg Атомфлот.jpg Ледокол «Ленин».jpg


Р. S. Уважаемые собственники и акционеры, представители пресс-служб компаний, отделы маркетинга и другие заинтересованные лица, если на Вашем предприятие есть, что показать - "Как это делается и почему именно так!", мы всегда рады принять участие. Не стесняйтесь, пишите нам сами akciirosta@yandex.ru и расскажите о себе, пригласив нас к ВАМ в гости. Берите пример с лидеров!

Уже более 200 организаций открыли перед нами свои двери, а вот и наши репортажи оттуда:

Почему наша промышленность самая лучшая в мире: http://zavodfoto.livejournal.com/4701859.html

ZAVODFOTO - Шагает по стране! - ЭНЕРГЕТИКА РОССИИ: http://zavodfoto.livejournal.com/2133307.html

«Пермский край - Нам есть, чем гордиться!»: http://zavodfoto.livejournal.com/1823939.html


Мы всегда рады новым друзьям, добавляйтесь и читайте нас в:

icon_16.Формат ПНГ

Создал группу в ОК, прошу всех в гости: http://ok.ru/zavodfoto , а ещё и в фейсбуке - "Энергетика России": https://www.facebook.com/rusenergy.ru/


promo zavodfoto february 4, 2025 21:18 54
Buy for 100 tokens
ПРОДАЮТСЯ ДОМЕНЫ - ГОРОДА РОССИИ: В ЗОНЕ RU (12): http://buynaksk.ru/ (Республика Дагестан, город Буйнакск) http://ertil.ru/ (Воронежская область, город Эртиль) http://kharovsk.ru/ (Вологодская область, город Харовск) http://laishevo.ru/ (Республика Татарстан, город Лаишево)…

Comments

( 55 — Leave a comment )
Page 1 of 3
<<[1] [2] [3] >>
borman_b
Jan. 11th, 2015 04:03 pm (UTC)
Тот самый "Ленин"!
zavodfoto
Jan. 13th, 2015 06:10 pm (UTC)
Тот самый!!!
alexkolos
Jan. 11th, 2015 04:04 pm (UTC)
Вот как столько железа держится на плаву?))
zavodfoto
Jan. 13th, 2015 06:12 pm (UTC)
Сам в шоке!!!
olga_simonova
Jan. 11th, 2015 04:04 pm (UTC)
впечатляет......как огромное здание
zavodfoto
Jan. 13th, 2015 06:13 pm (UTC)
Это точно!!!
dymontiger
Jan. 11th, 2015 04:06 pm (UTC)
Впечатляющий кораблик)
zavodfoto
Jan. 13th, 2015 06:13 pm (UTC)
Кораблище)))
seregalab
Jan. 11th, 2015 04:06 pm (UTC)
Для того времени это была невиданная мощь!
zavodfoto
Jan. 13th, 2015 06:14 pm (UTC)
Еще бы!
taransv
Jan. 11th, 2015 04:17 pm (UTC)
Чувствуется что это СССР.
zavodfoto
Jan. 13th, 2015 06:17 pm (UTC)
Гордость берет!
(no subject) - ilyas_92 - Jan. 11th, 2015 04:32 pm (UTC) - Expand
cacadus
Jan. 11th, 2015 05:05 pm (UTC)
Круто! Такая махина! Я только на Красине была.
zavodfoto
Jan. 13th, 2015 06:17 pm (UTC)
Это - да! Махина)
anonimusi
Jan. 11th, 2015 05:14 pm (UTC)
Если честно, то совсем не ожидала, что там такая чистота внутри.
zavodfoto
Jan. 13th, 2015 06:18 pm (UTC)
А я ожидал, и ожидания оправдались)
(no subject) - amiga_amada - Jan. 11th, 2015 05:22 pm (UTC) - Expand
zavodfoto
Jan. 13th, 2015 06:19 pm (UTC)
рад, что понравилось)
demkristo
Jan. 11th, 2015 05:32 pm (UTC)
мощно!
zavodfoto
Jan. 13th, 2015 06:19 pm (UTC)
Это точно!
lenivship
Jan. 11th, 2015 05:41 pm (UTC)
Офицеров там никогда не было. Они только на боевых кораблях. Учим матчасть.
3ojlotou
Jan. 11th, 2015 07:02 pm (UTC)
Мощь, нет слов! Интерьеры советские доставляют)
Спасибо за интересный экскурс.
zavodfoto
Jan. 13th, 2015 06:20 pm (UTC)
Заходи еще)
stanislafskii
Jan. 11th, 2015 07:05 pm (UTC)
Фото с него я ещё не видел. Выглядит по раритетному, но всё равно круто.
zavodfoto
Jan. 13th, 2015 06:21 pm (UTC)
Так он и есть раритет)
nikitskij
Jan. 11th, 2015 08:03 pm (UTC)
а я на Ямале бороздил просторы Арктики-)
zavodfoto
Jan. 13th, 2015 06:21 pm (UTC)
Видел, видел! Тоже так мечтаю)
Page 1 of 3
<<[1] [2] [3] >>
( 55 — Leave a comment )
КАТАЛОГ ЖУРНАЛА:

Заводфото.jpg

2.jpg

3.jpg

ГЭС 2.jpg

Вим.jpg

4.jpg

5.jpg

История России в лицах.jpg

9.jpg

6.jpg

11.jpg

12.jpg

10.jpg

Пермский край.jpg





Rambler's Top100


Яндекс.Метрика

Latest Month

November 2019
S M T W T F S
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
Powered by LiveJournal.com