zavodfoto (zavodfoto) wrote,
zavodfoto
zavodfoto

Category:

AOStory из ЖЖ: История самолета Ту-104А СССР-42464

Оригинал взят у doroshenko_us в История самолета Ту-104А СССР-42464
Архивная чудесная фотография, приобретенная Антоном Потаповым и выложенная им в свободном доступе в сети Internet в его ЖЖ, подтолкнула меня на подробный рассказ об истории этого самолета.





Изображенный на фотографии самолет Ту-104А был построен на авиазаводе № 166 в Омске (ныне ПО “Полет”) в июне 1960 года. Самолет имел салон на 70 пассажирских мест и предназначался для 235 ОАО, базирующегося во Внуково. Основным назначением отдельного авиаотряда было обеспечение правительственных перевозок. 1 июля 1960 года самолет был передан заказчику ГУ ГВФ, где приступил к правительственным перевозкам в 235 ОАО. 15 июля 1960 года самолет зарегистрировали в Государственном реестре воздушных судов СССР, где ему был присвоен опознавательный знак СССР-42464.



Согласно воспоминаниям старожилов, кто имел отношение к эксплуатации этого самолета, на данном Ту-104А СССР-42464 летал командиром воздушного судна Борис Павлович Бугаев, занимавший пост Министра Гражданской Авиации СССР с 19 мая 1970 года по 4 мая 1987 года. Борис Павлович также был личным пилотом Леонида Ильича Брежнева. На нашем самолете Леонид Ильич в должности первого секретаря так и не полетал, т.к. он лишь 14 октября 1964 года стал первым секретарем ЦК КПСС, а 13 сентября 1962 года Ту-104А СССР-42464 был передан в Московское управление транспортной авиации, во Внуковский ОАО, в 207 летный отряд, где уже встал на регулярные международные пассажирские рейсы Аэрофлота. До 1964 года международные авиарейсы обеспечивались Международной группой ГВФ, в составе которой был 207 ЛО.

В 1963 году хвост самолета Ту-104А СССР-42464 промелькнул в одном из кадров кинофильма "При исполнении служебных обязанностей". Стоит отдельно упомянуть, что именно в этом фильме прозвучала знаменитая фраза: "Как только на самолёте появилась уборная, небо перестало быть стихией сильных".



В 1964 год летный отряд выводят из Внуково в Шереметьево. В результате чего 15 февраля 1964 года наш самолет меняет аэропорт приписки на Шереметьево, куда был передан в Территориальное управление международных воздушных линий (ТУМВЛ), в 207 летный отряд, где самолет обслуживал зарубежные пассажирские рейсы до конца 1968 года.



13 декабря 1968 года наш Ту-104А передали в Северное управление гражданской авиации в 1-й Ленинградский ОАО, 67 ЛО, прописав его место базирование в аэропорту Пулково. Северное УГА было расформировано 8 февраля 1971 года, вместо него были созданы Ленинградское и Архангельское управления. Наш самолет остался в Ленинградском. В январе 1975 года самолет прошел последний капитальный ремонт на ВАРЗ-400, где был окрашен в новую цветовую схему Аэрофлота образца 1974 года. Самолет обслуживал пассажирские рейсы из Северной столицы до 1979 года, пока 16 ноября 1979 года не был списан по отработке межремонтного календарного срока службы.





На самом деле самолет продержался бы линиях Аэрофлота еще пару-тройку лет, но 17 марта 1979 года в аэропорту Внуково потерпел катастрофу самолет Ту-104 СССР-42444 Украинского УГА, Одесского ОАО, в результате чего все Ту-104 Министерства Гражданской Авиации были выведены из эксплуатации и списаны в течение года. После списания, узнав, что именно этот самолет Ту-104А СССР-42464 пилотировал сам Министр Гражданской Авиации, его решили сохранить. Заполучить легендарный самолет пытался даже Центральный музей ВВС в подмосковном Монино. По каким-то причинам данный вопрос не был решен. В Монино с авиабазы Чкаловской отправили самолет Ту-104АК из отряда космонавтов, а наш самолет в надежде сохранить поставили на одну из стоянок аэропорта Пулково, нанеся на фюзеляж красную надпись “Учебный”.







Судьба самолета сложилась плачевно. Простояв некоторое время без дела, его использовали по назначению, превратив в пожарный тренажер. С каждой очередной тренировкой пожарной службы аэропорта самолет принимал все более печальный внешний вид, пока его окончательно не сожгли и не сдали в утиль.







(с) Юрий Дорошенко

Источники:
1. Справочник “Soviet Transport”
2. Сайт Авиационной Истории - Реестр Ту-104
3. Архив Антона Потапова
4. Архив Геннадия Бондарева
5. Архив Олега Черникова
6. Олег Вафин - Стоп! Снято! (Авиация в кино)
Tags: ZAVODFOTO из ЖЖ, АВИАЦИЯ, Аэрофлот, САМОЛЕТЫ, ТРАНСПОРТ
Subscribe

Recent Posts from This Journal

promo zavodfoto february 4, 2025 21:18 57
Buy for 100 tokens
ПРОДАЮТСЯ ДОМЕНЫ - ГОРОДА РОССИИ: В ЗОНЕ RU (12): http://buynaksk.ru/ (Республика Дагестан, город Буйнакск) http://ertil.ru/ (Воронежская область, город Эртиль) http://kharovsk.ru/ (Вологодская область, город Харовск) http://laishevo.ru/ (Республика Татарстан, город Лаишево)…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment